В ж-ле «Пчеловодство» №5 за 2004 г. опубликована статья М.К.Долинина «Главный ориентир: леток или улей?». В опытах автора, когда леток и улей пространственно разделили с помощью туннеля, пчелы реагировали на леток, а не на улей. То, что они во время ориентировочных облетов четко запоминают положение летка, не вызывает никакого сомнения. Всем пчеловодам хорошо известно, что если во время первого вылета пчел осматривать гнездо, то молодые особи, впервые облетывающиеся через верх улья, в течение нескольких дней будут пытаться вернуться в него этим же путем. Если семью пересадить в улей с новым расположением летка, то возвращающиеся с поля насекомые будут собираться на стенке корпуса, где он до этого находился. Однако приведенные факты вовсе не означают, что пчелы не учитывают место нахождения своего жилища. Возвращаясь, они в первую очередь ориентируются по его положению (ближний ориентир), а потом уже ищут вход в жилище. Об этом свидетельствуют результаты, полученные нами в опытах, выполненных сразу после публикации статьи М.К.Долинина.
Опыты проводили на свободной от растительности и других ориентиров площадке размером 20x15 м. На ней в течение длительного времени находилась семья средних размеров. Пчелы заходили в улей через капроновую трубку (леток) диаметром 15 мм и длиной 100 мм, находящуюся в центре щитка размером 100x60 см, прибитого к улью. Это давало возможность при необходимости пространственно разделять леток и улей и сравнить их сигнальное значение для возвращающихся насекомых.
Вечером накануне опыта улей закрывали и относили в сторону на 15–20 м. На его месте на соответствующей высоте устанавливали капроновую трубку (леток), через которую в течение лета пчелы заходили в улей и оставляли следовые феромоны. Чтобы им легче было ее находить, на конец трубки надевали щиток размером 10x10 см. В опытах слева и справа, впереди и сзади от летка на расстоянии 1 м поочередно устанавливали фанерный щит, имитирующий улей, размером 100x60 см с отверстием в центре.
Во время проведения опытов леток постоянно находился на месте бывшего размещения семьи, тогда как щит перемещали по кругу. В каждой повторности опыта из улья выпускали по 10 пчел и в течение 5 мин подсчитывали число их залетов в леток и отверстие щита. В конце каждого опыта насекомых отлавливали с помощью эксгаустера. В дальнейшем выпускали новую партию, таким образом, каждая пчела участвовала только в одном опыте.
Как видно из таблицы 1, во всех вариантах опыта пчелы не заходили в леток, хотя он находился на месте размещения улья и нес на своей поверхности следы феромонов (отпечатков ног пчел). Однако щит, имитировавший улей, независимо от места его размещения (слева, справа, впереди, позади летка) привлекал их. Число залетов пчел в отверстие на протяжении 5 мин колебалось от 9 до 25. Таким образом, в наших опытах пчелы, возвращающиеся в гнездо, четко ориентировались по щиту улья.
Следует отметить, что в контроле, когда щит убирали, они летали на место расположения летка, но заходили в него лишь единичные особи. Объяснить это можно тем, что в процессе летно-собирательной деятельности пчелы запоминают не только расположение улья, но и его размер. Небольшой щиток вокруг летка они не воспринимали как улей, а поэтому и не реагировали на него. Следующая серия опытов подтвердила наше предположение.
В следующих шести опытах размер щита, имитировавшего улей, постепенно уменьшали до размера щитка на летке и продолжали учитывать распределение пчел. Отмечалась прямая зависимость между его размером и числом их залетов в леток (табл. 2): чем меньшие размеры он имел, тем меньше привлекал пчел. Так, если при стандартном размере щита (100x60 см) число залетов было 32, то при уменьшении его размера до 60x40 см их стало только 15, а при размере 20x20 см — всего 10. Когда же размер щита уменьшили до размера щитка на летке, то он уже не привлекал пчел.
Наиболее убедительные данные, свидетельствующие об ориентирующей роли улья при возвращении пчел в гнездо, получены нами в третьей серии опытов. На этот раз мы увеличивали размер щитка вокруг летка до размеров улья, оставляя размер щита, имитировавшего улей, без изменения. Проведен опыт в 6 повторностях, результаты отражены в таблице 3. Как и во второй серии опытов, получена прямая зависимость между размером щитка и числом залетов пчел в леток. Так, при его размере 10x10 см они на леток не реагировали, с его увеличением до 40x30 см отмечалось три залета, а при 60x40 см — 10. Когда размер щитка вокруг летка достиг размеров улья (к которому насекомые привыкли ранее), их стало 26. На щит, имитировавший улей и находившийся на расстоянии 1 м от летка, они также реагировали и заходили в отверстие.
Таким образом, в процессе летно-собирательной деятельности пчелы запоминают не только расположение улья, но и его размер.
Наблюдаемое нами явление: увеличение числа пчел, которых привлекает щит большого размера, можно объяснить физиологическим законом силы раздражителя. Ранее И.А.Никитина (1965) доказала на медоносной пчеле, что чем больше площадь цветового раздражителя, тем быстрее образуется условный рефлекс. Была также экспериментально показана зависимость длительности ее танца от размера цветового экрана (Н.Г.Лопатина, 1971).
Следует отметить, что явление хоминга (возвращение в гнездо) изучалось на различных группах животных. В частности, известный голландский исследователь, лауреат Нобелевской премии Нико Тинберген (1970) показал, что пчелиный волк (оса филантус) при возвращении в гнездо предпочитает ориентироваться по крупным предметам, а не мелким, по ближним ориентирам, а не дальним.
Таким образом, результаты наших исследований не только не подтвердили выводы М.К.Долинина, но и оказались диаметрально противоположными. Медоносная пчела при возвращении в гнездо наряду с астроориентирами использует и наземные. Вначале находит общий ориентир — улей, а затем ищет леток.
В последние годы на страницах ж-ла «Пчеловодство» публикуются проблемные статьи в области биологии медоносной пчелы. Это отрадно. Однако их авторы не всегда знакомы с данными, приведенными в литературе по затронутым вопросам, а приводимые ими наблюдения не всегда убедительны. В связи с этим хотелось бы привести слова известного физиолога И.П.Павлова: «Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке? Прежде всего последовательности. Об этом важном условии плодотворной научной работы я никогда не могу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы не тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется.
Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черновую работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.
Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "теории" — пустые потуги» (И.П.Павлов. Письмо к молодежи //Физиология нервной системы. М., 1952. С. 27).
И.А.ЛЕВЧЕНКО,
Ю.В.ЛУЦЕНКО