Предлагаемый улей не является моим изобретением, но кое-что свое я в него включил, постаравшись учесть и исключить недостатки, которые выявил при работе с лежаками на 16 рамок (435х300 мм), многокорпусными ульями на 10 рамок (435х230 мм), а также ульями Полеводы. (Последние известны, как «рогатые», потому что при составлении корпусов оснащаются направляющими штырями по углам.)
Универсальный десятирамочный улей удобен для содержания пчелиных семей и в промышленных пчеловодных хозяйствах, и на пасеках пчеловодов-любителей, а особенно для павильонного пчеловодства, так как, сохраняя объем, занимает малую площадь.
Ульи (рис. 1) мастерю из обработанной первосортной сосновой доски толщиной 40 мм, распиленной на пилораме. Первую партию покрасил масляной краской по олифе. Но так как масляная краска состоит из мела и красителей, а мел подвержен выгоранию на солнце, то через две зимовки от окраски почти ничего не осталось. Следующую партию ульев покрасил акриловой краской, что оказалось гораздо практичнее, — вот уже три года они не теряют своего первоначального вида.
Улей разборной конструкции; все элементы взаимозаменяемы, подгонку по месту не произвожу. Полный комплект улья состоит из отъемного дна, шести корпусов на рамку размером 435х150 мм, разделительной решетки, пчелоудалителя Портера или «Квебек», подкрышника, кочевой сетки, кормушки, крыши, комплекта рамок (60 шт. высотой 150 мм или 30 шт. высотой 300 мм).
Отъемное дно имеет леток во всю ширину, позволяющий вентилировать гнездо в жаркую погоду. После противоклещевой обработки снимаю корпуса и кладу на дно лист белой бумаги. На следующий день подсчитываю упавших клещей. Зимой при положительной температуре на улице (в павильоне) снимаю корпус и по крошкам, оставшимся от распечатывания сотов, определяю, как идет зимовка и куда направляется клуб. Можно выяснить количество и, самое главное, качество корма (наличие пади, степень кристаллизации). Весной процедура осмотра и чистки сводится к тому, чтобы переставить улей на приготовленное чистое дно.
Корпуса для рамок высотой 150 мм сделать несложно: четыре калиброванные доски скрепляю по углам, обязательно проклеивая водостойким клеем по торцам. Если изготовить доски точного размера, то и шаблон для их скрепления не понадобится. В боковых стенках каждого корпуса сразу делаю раковины-выемки для рук.
В такие корпуса можно ставить рамки высотой 150 и 300 мм. Во втором случае надо просто поставить два корпуса друг на друга. Соответственно с легкостью можно переходить с содержания пчел на рамках одного размера на другой и обратно.
Технологию работы с корпусами считаю более производительной, чем с рамками. Полностью заполненные медом корпуса моего улья весят 18–20 кг (масса полномедной рамки около 2 кг), поэтому ими легко манипулировать. Корпуса с медом бóльших размеров в два раза тяжелее.
Имея на пасеке достаточное число (двойной резерв) корпусов одинакового размера, не задумываюсь об их смене, перестановке, транспортировке.
Пчелы зимуют в двух корпусах на десяти рамках высотой 300 мм или на двадцати — высотой 150 мм (рис. 2). При необходимости между гнездом и дном ставлю пустой корпус. Большое подрамочное пространство улучшает воздухообмен улья, благоприятно влияя на ход зимовки.
В каждом корпусе есть круглый леток, расположенный под углом к горизонту, оборудованный летковым заградителем. Это позволяет регулировать температуру в гнезде, а также использовать каждый корпус как нуклеус. Для этого организую его с молодой маткой на рамках высотой 150 мм, изолирую с обеих сторон специальной перегородкой и устанавливаю на тот же улей, повернув на 180°. Сверху ставлю еще нуклеус с поворотом на 180° относительно первого, и так далее сколько нужно. Летки при этом открываю. Для формирования семей-медовиков можно увеличивать ульи до 12 корпусов.
Для отделения гнездового корпуса от медовых использую разделительную решетку, обрамленную в специальную оправу для точного сочленения корпусов.
Когда начинается откачка меда, под корпусом, заполненным им, устанавливаю пчелоудалитель. Пчелы проходят через него вниз, но не могут подняться. Удалитель «Квебек» имеет преимущество перед удалителем Портера, так как у него нет трущихся механических деталей.
Подкрышник заменяет потолочины и представляет собой уменьшенный корпус со сплошным дном, в котором прорезаны два отверстия для установки кормушки и прохода к ней пчел. Кормушка изготовлена из полистирола, ее легко чистить и стерилизовать.
Кочевые сетки устанавливаю на верхние корпуса при перевозке ульев (рис. 3), а также для дополнительной вентиляции при установке их в павильоне. При этом снимаю подкрышник.
Плоскую крышу изготовил по размеру корпуса и покрыл листовым оцинкованным железом. Утеплителем служит пенопласт толщиной 20–30 мм.
Рамки с постоянными разделителями делаю из планок толщиной 10 мм.
Демонстрируя свой улей на выставках и собраниях пчеловодов, слышу в большинстве случаев положительные отзывы, но есть и отрицательные высказывания. Как правило, никто из пожилых пчеловодов не хочет переходить на такую конструкцию. Они привыкли весной осматривать в лежаках рамку за рамкой, отодвигая их по очереди и подметая дно. По их словам, так лучше видно состояние семьи. К тому же, если всю жизнь работать с лежаками, накопится целая база, и перейти после этого на другой способ содержания пчел это все равно, что начать сначала.
У молодых и начинающих пчеловодов все по-другому. Кто-то говорит, что на пасеке должны быть ульи разных конструкций, но это недопустимо в корне. Другие хотят сначала попробовать с лежаками, поэтому приходится им объяснять, что лучше учиться на чужих ошибках. Но человек так устроен, что пока сам не попробует, не поймет.
С.П.САБУРОВ
Республика Беларусь