С давних пор лесная Тамбовская грива, растянувшаяся к югу от Мещеры на сотни километров, постепенно обживалась мордвой. Темная вода лесной речки Вад с глубокими омутами, вековые боры, богатые зверем, ягодой, грибами и дикими пчелами, привлекли сюда первых поселенцев. В далекий Екатерининский век здесь образовался лесной поселок Ширингуши. Большая потребность в шинельном сукне и наличие недорогого сырья (по всей округе крестьяне держали овец) — все это явилось гарантией прибыльного дела. Суконная фабрика процветала, рос и сам поселок. Построили больницу, школу, церковь. Не одну сотню лет фабричный гудок звал людей к ткацким станкам. И только в наши дни перестройка и переход к рыночным отношениям обанкротили предприятие.
Вырубаются в пойме речки Вад вековые дубы, осушаются болота — источники силы любой реки, исчезают в лесах и дикие пчелы. «Человек — царь природы» оставляет после себя пустыню. Изощренные, варварские способы охоты на современной технике опустошают леса. Видимо, нашим внукам останутся только воспоминания о былом великолепии природы. Вряд ли бы узнал сейчас известный русский писатель А.С.Новиков-Прибой свои любимые мордовские просторы, где он черпал творческое вдохновение. Только еще в заказнике можно увидеть след кабана или лося. Изменились и люди. К счастью, не все.
Основным подспорьем для любого частного подворья в поселке были охота, рыбалка и бортничество. С появлением колод, а позднее ульев пчел стали держать рядом со своими домами. Конечно, при этом возникали разные проблемы, но они всегда решались по совести, по-соседски душевно.
...Легкий ветерок раскачивал рой, привившийся на прогнувшуюся ветку яблони. Половшая в огороде морковные грядки молодая женщина успела заметить, откуда он вышел. Подойдя к изгороди крикнула: «Василич, у тебя рой!». Ответа не последовало, видимо, хозяин ушел куда-то. Дело знакомое, не один раз приходилось собирать рои. Стараясь побыстрее управиться, в спешке, даже не подумала про защитную сетку. Сбегала за берестяной роевней и стала подводить ее под рой.
И надо же было такому случиться, что ветка яблони, треснув, сломалась под тяжестью огромного свалочного роя. Что было потом, она уже не помнила. Только успела позвать на помощь. Соседи вызвали скорую. Приехавший врач сделал укол, но лучше не стало. Пришлось вызывать самолет. Пролежав в республиканской больнице более двух недель, Нина вернулась домой со второй группой инвалидности и диагнозом: аллергия на продукты пчеловодства.
На семейном совете решили отказаться от своих пчел. Предложили купить их соседям: Петру Васильевичу Никифорову и Виктору Серебрякову. В ответ же услышали: «Нина, дело соседское, коль тебе опасно жить рядом с пчелами, мы своих-то тоже уберем»
...Быстро бегут воды лесной речки Вад, будут и после нас жить на ней люди. Не слышно и не видно в саду теперь дружных весенних облетов пчел, не кружится летним вечером голова от благодатного липового нектара, аромат которого по ложбинке тек в сторону Вада. Но осталась доброта соседских сердец, готовых прийти в любую минуту на помощь. С благодарностью отзывается о своих соседях Нина Максимовна Ширяева.
А.ЗАХАРОВ
Республика Мордовия,
Зубова Поляна