Формирование семей-воспитательниц.
Гнездо формируют в зависимости от типа улья, породы пчел и их физиологического состояния.
Обычно используют следующие способы: с полным «осиротением» (отбор матки и открытого расплода); с частичным «осиротением» (отбор матки); без «осиротения» (с маткой и разновозрастным расплодом).
Возможности первых двух способов из-за трудоемкости ограничены. Кроме того, их можно применять в течение небольшого промежутка времени (15–20 сут). При третьем способе выделяют более сильные, чем обычно, семьи (не менее 4 кг). Период их эксплуатации увеличивается до 3 мес.
Семью, содержащуюся в улье-лежаке, делят на два неравных отделения, вставив перегородку, в верхней части которой расположено окно (100х100 мм) из разделительной решетки.
В меньшее отделение помещают три-четыре сота, из которых один — с медом и пергой, второй — пригодный для откладки яиц, остальные — с разновозрастным расплодом, их ставят около перегородки. В этом отделении содержат пчелиную матку. В бóльшем отделении располагают соты с разновозрастным расплодом, углеводным и белковым кормом, оставляя место для прививочной рамки между сотами с открытым расплодом.
В двухкорпусных и многокорпусных вертикальных ульях семьи-воспитательницы формируют в двух корпусах, разделяя их такой же перегородкой, что и в лежаке. В нижнем корпусе размещают соты преимущественно с печатным расплодом и кормом, а также пригодные для откладки яиц, оставляя здесь и матку. В верхнем — соты с расплодом, углеводным и белковым кормом, оставляя место для прививочной рамки между сотами с открытым расплодом.
Через 1 сут в подготовленные места ставят прививочные рамки с личинками. Такой семье за один прием дают 36 личинок на воспитание.
Каждые 7 сут проводят контрольные осмотры семей-воспитательниц. При этом соты с открытым расплодом из отделения с маткой переставляют в безматочное, предварительно стряхнув пчел, чтобы не перенести матку. Одновременно соты, из которых вышел расплод или в которых осталось немного печатного расплода, переносят из безматочного в отделение с маткой.
При незначительном приеме личинок семьями-воспитательницами без «осиротения» применяют семьи-стартеры. Их формируют из сильных семей, отбирая матку и расплод за несколько часов до прививки личинок.
В таком состоянии семье-стартеру дают до 150 личинок, на воспитание она принимает их более 90%. Спустя 24 ч прививочные рамки с принятыми личинками отбирают и переносят в семьи-воспитательницы с маткой и разновозрастным расплодом.
Обычно одна семья-стартер может обеспечить принятыми личинками три-четыре семьи-воспитательницы (при передаче в каждую из них по 36 личинок). После отбора прививочных рамок в семью-стартер дают новую партию личинок. Используют ее до тех пор, пока прием их существенно не снизится. Тогда формируют новую семью-стартер, а в старую подсаживают матку.
Н.И.КРИВЦОВ,
А.В.БОРОДАЧЕВ,
Л.Н.САВУШКИНА
Рязанская обл.

Только в шип!
окт 19, 2017
Пчелы-«контрабандисты»…
июль 8, 2015
Утепление многокорпусных ульев…
сен 19, 2019
Противороевой метод c тихой сменой маток…
июнь 20, 2017
Современные методы изучения теплового го…
дек 12, 2022
Перерабатываем восковое сырье (6)…
дек 8, 2014
Весенний обогрев пчел
апр 17, 2016
Двухматочные семьи
фев 15, 2015
Зимовка на воле – как лучше?…
нояб 25, 2014
Оценка гибридных популяций медоносной пч…
окт 4, 2016
Торговые связи Древней Руси…
фев 14, 2017
Изобретение медогонки…
авг 15, 2018
Безалкогольные медовые напитки…
фев 1, 2024
Моя воскотопка
нояб 6, 2016
История НИИ пчеловодства. Г.Д.БИЛАШ…
июль 11, 2018