УДК 342.5
Несмотря на внимание органов публичной власти к пчеловодству, в большинстве субъектов Российской Федерации (РФ) случаи массового отравления пчел пестицидами продолжаются. Значение новелл законодательства в данной сфере можно охарактеризовать как разнонаправленное.
Несомненно, положительную роль в деле защиты интересов пчеловодов сыграет принятие 20.06.2023 г. Госдумой РФ в окончательном чтении Федерального закона, изменившего сроки обязательного оповещения населения о пестицидных обработках (законопроект № 222259-8). Концепция этого законопроекта принадлежала Общероссийской общественной организации (ООО) «Промышленные пчеловоды России», а право законодательной инициативы реализовано Тюменской областной думой [1].
С 1 марта 2024 г. вступит в силу измененная норма закона, обязывающая лиц, запланировавших применение пестицидов, доводить через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) информацию о применении пестицидов до пчеловодов и населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 км, не ранее чем за 10 дней и не позднее чем за 5 дней до их применения. Напомню, действующая редакция ст. 16 Федерального закона «О пчеловодстве в Российской Федерации» позволяет аграриям делать одно объявление об обработках в начале сезона, что никак не защищает права и законные интересы пчеловодов.
В профессиональной среде вызвало беспокойство и недоумение отмена с 05.04.2023 г. Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел (утверждена Минсельхозпродом РФ 17.08.1998 г. №13-4-2/1362). В этой инструкции содержался пункт о запрете обработки цветущих медоносов и пыльценосов во время массового лёта пчел. Никакого другого нормативного акта, в полной мере восполняющего положения данной инструкции, взамен не принято.
С учетом новелл законодательства и анализа правоприменительной практики советуем пчеловодам в инициативном порядке направлять уведомление аграриям, чьи поля находятся в радиусе до 10 км от пасеки, и могут обрабатываться пестицидами, следующего содержания:
«Уведомляю Вас о нахождении моей пасеки на расстоянии лёта пчел (до 10 км) от Ваших полей, на которых возможно применение пестицидов и агрохимикатов. Моя пасека, расположена на земельном участке, правообладателем которого я являюсь, по адресу (адрес, кадастровый номер земельного участка).
Федеральным законодательством установлены следующие специальные нормы, направленные на защиту пчел от отравления пестицидами.
1. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30.12.2020 г. №490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации» (в редакции от 20.06.2023 г.) физические и юридические лица, осуществляющие пчеловодство, и население населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 км от границ земель и земельных участков, на которых запланировано применение пестицидов, заблаговременно информируются о применении пестицидов.
Информация о применении пестицидов должна содержать следующие сведения: 1) наименования запланированных к применению пестицидов; 2) кадастровый номер, адрес либо местоположение земельного участка, где запланировано применение пестицидов; 3) дата применения пестицидов; 4) способ и дозировка применения пестицидов; 5) рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
Доведение информации о применении пестицидов до указанных лиц обеспечивается через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) лицами, запланировавшими применение пестицидов, не ранее чем за 10 дней и не позднее чем за 5 дней до их применения.
2. Приложением 2 к Каталогу пестицидов установлены экологические регламенты применения пестицидов в зависимости от класса их опасности. Важнейшей мерой, предусмотренной экологическими регламентами для пестицидов 1-го, 2-го и 3-го классов опасности (соответственно высокоопасные, среднеопасные и малоопасные), является проведение обработки растений вечером после захода солнца (для малоопасных — ранним утром или вечером после захода солнца).
3. Во всех случаях применение пестицидов требует соблюдения основных положений “Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами”, утвержденной Всесоюзным производственно-научным объединением по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства “Союзсельхозхимия” и Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР 14.06.1989 г., в части не противоречащей действующему законодательству.
Согласно пункту 3.2.4. инструкции от 1998 г., категорически запрещается обработка пестицидами энтомофильных сельскохозяйственных растений и растительности в лесополосах в период их цветения вокруг обрабатываемых полей.
4. Согласно СанПиН 2.1.3684-21 при наземном способе обработки пестицидами и агрохимикатами расстояние от населенных пунктов, источников хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (далее — источники питьевого водоснабжения), мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами с учетом розы ветров должно составлять не менее 300 м.
При авиационной обработке пестицидами и агрохимикатами должны соблюдаться следующие расстояния: ➥ от населенных пунктов, источников питьевого водоснабжения населения, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников, скотных дворов, птицеферм, рыбохозяйственных водоемов — не менее 2 км; ➥ от мест постоянного размещения пасек — не менее 5 км; ➥ от мест выполнения сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельскохозяйственных культур, употребляемых в пищу без тепловой обработки (лук-перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры), — не менее 2 км.
Авиационные обработки пестицидами и агрохимикатами должны проводиться при скорости ветра не более 4 м/с. Обработка территории не допускается, если при подлете к участку, подлежащему обработке, на нем или в пределах 2 км от границ обрабатываемого участка обнаружены люди или домашние животные. При невозможности соблюдения этих условий авиационная обработка не допускается.
За нарушение указанных правил предусмотрена административная ответственность, а если применение пестицидов повлечет массовую гибель пчел и причинение ущерба, то для причинителя вреда предусмотрена уголовная и гражданско-правовая ответственность.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, а также каждый в праве иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. На основании ст. 137 и 209 Гражданского кодекса (ГК) РФ к животным применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации», продукция пчеловодства, пчелы и объекты пчеловодческой инфраструктуры являются объектами гражданских прав в соответствии с ГК РФ.
Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, образуют состав преступления по ст. 167 Уголовного кодекса (УК) РФ. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, образует состав преступления по ст. 168 УК РФ.
В ст. 1079 ГК РФ содержится перечень видов деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих. Одним из видов является использование сильнодействующих ядов. Высокоопасные пестициды по их определению — в любом случае яды (либо для пчел, либо для человека). То есть, применение пестицидов является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих. При этом пчелы в данном случае обладают идеальной совокупностью признаков, позволяющей относить их одновременно к имуществу граждан, а также к элементу биоценоза (окружающей среды).
Административная ответственность за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, установлена ст. 8.3 КоАП РФ.
В силу пункта 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ с лица, нарушившего право пчеловода, будут взысканы убытки, в том числе ущерб, упущенная выгода и доходы, полученные причинителем вреда вследствие нарушения прав пчеловода.
Уведомляю Вас, что я не имею возможности отслеживать предупреждения в средствах массовой информации. Поэтому прошу Вас уведомлять меня в установленные законом сроки посредством отправки смс, сообщения в мессенджерах или письма на электронную почту.
В случае обнаружения массовой внезапной гибели моих пчел оставляю за собой право обратиться в прокуратуру, полицию, Россельхознадзор, иные правоохранительные органы, а также в суд за защитой своих прав».
Значение такого уведомления в следующем. Во-первых, оно послужит ликвидации безграмотности тех аграриев, которые не знают специальных норм о защите пчел, и при условии добросовестности со стороны агрария позволит предотвратить возможный конфликт интересов. Во-вторых, в отношении агрария, получившего уведомление, правоохранительным органам будет легче установить умысел, что является важным квалифицирующим признаком для разграничения уголовной и административной ответственности. А в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении агрария, пчеловоду легче получить возмещение убытков, так как примирение с потерпевшим является основанием для прекращения уголовного дела. Если возместить убытки в досудебном порядке не удастся, то в любом случае уведомление как доказательство умышленного действия (бездействия) агрария, применившего источник повышенной опасности, послужит в пользу пострадавшего пчеловода при рассмотрении дела в рамках гражданского судопроизводства.
Ссылки на нормы законодательства, приведенные в настоящей статье, пчеловоды могут использовать для подготовки исковых заявлений.
О.В. ЗБАНАЦКИЙ
ООО «Промышленные пчеловоды России»
В статье анализируются новеллы федерального законодательства о пчеловодстве 2023 г., даны практические рекомендации пчеловодам, повышающие вероятность выигрыша в суде дел о взыскании убытков от отравления пчел пестицидами. Приведен текст уведомления, которое пчеловоды должны направлять аграриям, чьи поля расположены в 10 км от пасеки и могут обрабатываться пестицидами. Отмечено, что ссылки, приведенные в статье, пчеловоды могут использовать для подготовки исковых заявлений.
Ключевые слова: новеллы законодательства о пчеловодстве, отравление пчел пестицидами, рекомендации пчеловодам, возмещение убытков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Збанацкий О.В., Николаев Д.А. О резолюции III съезда пчеловодов-промышленников России // Пчеловодство. — 2023. — №1.
2. Романенко Н.Г. Правовое регулирование отношений в пчеловодстве. — Ростов н/Д, 2022.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Збанацкий Олег Владимирович, канд. биол. наук, консультант аппарата Тюменской областной думы, e-mail: Zbanatskiy2014@уаndex.ru.
HOW TO MAINTAIN RIGHTS IN COURT IN CASES OF POISONING BEES WITH PESTICIDES
O.V. Zbanatskiy
The article analyzes the novelties of the federal legislation on beekeeping in 2023, gives practical recommendations to beekeepers that increase the likelihood of winning cases in court to recover losses from poisoning bees with pesticides. The text of the notification that beekeepers should send to farmers whose fields are located 10 km from the apiary and can be treated with pesticides is given. It is noted that the links given in the article can be used by beekeepers to prepare statements of claim.
Keywords: novelties of legislation on beekeeping, poisoning of bees with pesticides, recommendations to beekeepers, compensation for losses.