Въехали в Норвегию из Швеции без паспортного контроля. Норвегия хотя и не входит в Европейский союз, но подписала Шенгенское соглашение.
Виды по пути были поистине райские. Невозможно было оторвать глаз от того, что мы видели. Однако кульминацией нашей поездки был фьорд - огромное зеркало соленой морской воды, врезавшееся глубоко в сушу. Когда там находишься, чувствуешь грандиозность и всемогущество Божьего творения. Фьорды меняют цвет. В каждое время года он разный.
Летом они зелено-голубого цвета, осенью, под влиянием красочных листьев желтеют и краснеют, зимой они в белых тонах. По словам местных жителей, красивее всего фьорды в начале весны; тогда они окрашиваются цветущими садами. Мы были в этих низких яблоневых, грушёвых и сливовых садах.
В ближайших садах мы видели корпуса ульев, расставленных вместе по 4 штуки на 1 паллете с летками на все четыре стороны света, как и завещал брат Адам. На ульях были видна информация о пчеловоде (имя, фамилия, адрес и номер телефона). Мы решили остановиться. Пчелы были темными, как выяснилось позже Апис mellifera mellifera, и они не отнеслись к нам гостеприимно. Несмотря на это, мы насладились видом нагруженных ношей работниц.
В Норвегии, как и в Польше, очень популярной породой является краинка. В то же время на пасеках встречается и среднеевропейская пчела. С годами все более популярными, вытесняющими краинку и среднеевропейскую пчелу, становится пчелы Buckfast. Норвежские пчеловоды имеют только один тип улья, с рамкой 365×260 мм (аналог нашего великопольского). Пчелы зимуют в одном корпусе. В этом норвежцам можно только позавидовать.
Сезон длится в Норвегии недолго. Все растения цветут короткое время. Как нам рассказали, на самом деле очень хороший взяток обеспечивают все сорняки. Длинные дни содействуют выделению нектара цветущих растений, а влаги там достаточно, и поэтому приносы там очень хорошие. Полифлорный мед не пользуется среди норвежцев такой популярностью, как меды с вереска.
В Норвегии существует много вересковых пустошей. Когда-то их скашивали, должно быть, чтобы не зарастали. В настоящее время зарастают. Чем дальше на север и чем выше, вереск зацветает раньше, в середине июля. На верещатниках пчеловоды расставляют свои пасеки.
В 2007 году средний медосбор (вересковый) с улья был очень высокий и составлял около 50 кг с семьи. В 2008 г. он был уже не столь высок из-за засухи, что привело к усыханию вереска. К медовому балансу следует добавить также определенное количество полученного ранее полифлорного меду, которое колеблется в пределах 20-40 кг, в зависимости от года. В Норвегии пчеловоды не собирают ни пыльцу, ни прополис.
В Норвегии пчеловоды являются членами Союза пчеловодов. Некоторые из них также относятся к Кооперации пчеловодов. Однако это две независимые организации.
Кооперация организует торговлю медом и устанавливает цену на тот или иной год в зависимости от спроса. Член Кооперации не может собственноручно продавать более чем 10-20% своего меда.
Кооперация не расплачивается за мед сразу. Оплата производится через некоторое время, что связано с реализацией фасованного меда. Кроме того, она также занимается импортом меда. Однако в случае импорта меда, существуют ограничения, обязывающие определенное количество меда приобрести у пчеловодов в Норвегии. Эти решения нам представляются разумными, хорошо защищающими интересы пчеловодов. Правда, оптовая цена, предлагаемая Кооперацией примерно, на 1/2 или даже на 2/3 ниже, чем в розницу. Однако это окупается.
В Норвегии насчитывается около 60 000 пчелиных семей, что очень мало по сравнению с нашим 1 млн. Однако следует иметь в виду, что роль опылителей в Норвегии не имеет такой ценности, как у нас, потому что только 4% земли занято пашнями. Кроме того, сама работа на пасеке и особенно продолжительные кочевки в Норвегии являются трудными. Средняя пасека состоит из 20-30 семей, но есть и большие пасеки, состоящие примерно из 500-600 семей.
Мы были в Норвегии во время подготовки семей к зиме. Поэтому мы спрашивали местных пчеловодов о вещах, наиболее важных в этот период, таких как лечение пчел, пораженных клещом Varroa destructor, и кормление. Мы были приятно удивлены, что норвежцы почти не используют химию. Там используют раствор щавелевой кислоты в количестве 37,5 г на 1 л сахарного сиропа (1:1). Изъята из употребления муравьиная кислота. Пчел на зиму дополнительно подкармливают сахаром, который ввозится в Норвегию, так как здесь не выращивают сахарную свеклу. Рыночная цена сахара составляет около 12 крон/кг. Однако пчеловоды получают компенсацию около 6 крон и при этом не обязательно быть членом пчеловодства, а достаточно иметь, по крайней мере, не менее 5 семей. На каждую семью приходится по 20 кг сахара. В Норвегии работает санитарно-эпидемиологическая служба, под охраной которой находятся пчелы. Этот орган выдает сертификат, действительный в течение двух лет. Без него вы не можете кочевать. Такие сертификаты находятся на кочевых пасеках.
Przemyslaw Gierchatowski
Pszczelarstwo № 6/09
Пер. с польск. В. Ефимов