Группа растений, цветки которых выделяют нектар, интересовала многих ученых. Поисковыми работами по выявлению перспективных видов растений были охвачены многие регионы. Уникальное природное богатство уссурийской тайги, способное, по самым скромным прогнозам ученых, дать не менее 40–50 тыс. т меда за сезон, используется крайне плохо. По нашим данным, на Дальнем Востоке произрастает более 300 видов дикорастущих древесных, кустарниковых, лиановых и травянистых медоносных и пыльценосных растений, относящихся к 112 родам и 31 семейству.
В богатой и разнообразной флоре юга Дальнего Востока нами выделено 90 видов основных медоносов, 100 — второстепенных и более сотни слабых. К наиболее ценным относятся, как правило, все виды родов Tilia L. и Salix L., и другие медоносы.
Оценку медопродуктивности лесов, лугов проводили в первую очередь по степени насыщенности их видами таких родов, как Tilia L., Phellodendron L., Aceraceae L., Padus L., Rubus L., Saussurea L., Arialia L., также учитывали обилие других первостепенных медоносных растений.
Для южной части Дальнего Востока характерны темнохвойные, хвойно-широколиственные, широколиственные и мелколиственные леса, лесостепные группировки и луговой тип растительности.
Приморье и южная часть Приамурья представляют для пчеловодства особый интерес. Западная часть этой территории покрыта лугами, дубняками, сельскохозяйственными полями; средняя — елово-кедрово-широколиственными лесами (здесь прошли интенсивные рубки); восточная — таежная часть занята девственными лесами и марями.
Кедрово-широколиственные леса (кедровники) занимают около 7% всех лесопокрытых площадей юга Дальнего Востока и обладают наибольшей продуктивной емкостью растительных ресурсов. В кедровниках выделены три группы: горные, предгорные и долинные. Различаются они условиями местопроизрастания, составом древостоя и медопродуктивностью (В.В.Прогунков, 1995, 2004).
Многолетние наблюдения за разновозрастными насаждениями липы в кедровниках на склонах различной экспозиции показали, что лучшее качество нектара имеют цветки деревьев, растущих на юго-западных склонах.
Анализ вертикального размещения показывает, что максимальное число древесных медоносных и пыльценосных растений приурочено к низкогорному поясу — 150–450 м над уровнем моря. Наиболее заметные изменения в распределении энтомофильных растений наблюдаются между долиной, предгорьем и вершиной. Как показали наши расчеты, в низкополнотных долинных кедровниках медоносные растения составляют 27,5% запаса всего древостоя, предгорные — 47,8%, а горные — 11,9% (В.В.Прогунков, 2004).
Кедрово-широколиственные леса предгорий имеют наибольшую медопродуктивность на единицу площади. Это объясняется разным участием липы и других медоносов в составе древостоев, а также различиями в возрастной структуре этих лесов.
Высокие сборы меда в Приамурье наблюдались в древостоях 60–250-летнего возраста с долей участия липы не менее 20-30%, с полнотой 0,4–0,6; со средним диаметром ствола 32–60 см. Лучшие угодья в Приморье для пасек — древостой с полнотой 0,4–0,6 и с долей участия липы не менее 40% в возрасте 60–450 лет. Формирование таких лесов обеспечивают наилучшие медосборы. Они создаются за счет выборочных рубок хвойных пород в высокополнотных лесах, в местах с наименьшей контрастностью климата и наиболее благоприятным сочетанием тепла и влаги в течение вегетационного периода. Липы и клены не встречаются на обширных равнинах севера Приморья и Приамурья с их суровым климатом.
Рельеф является одним из основных факторов формирования лесной растительности.
В результате этого даже в пределах небольших территорий складываются разнообразные метеорологические и почвенные условия, которые создают пестроту растительного покрова. Условия местопроизрастания растений оказывают воздействия на нектаровыделение.
Медопродуктивность различных растительных формаций варьирует в довольно широких пределах: предгорные группировки отличаются высокой медопродуктивностью, долинные — хорошей и горные — низкой.
В.В.ПРОГУНКОВ