Давно мечтал завести пчел, но как-то все не получалось.
Наконец, после долгих лет ожидания моя мечта сбылась, и 3 июня поместил отводок пчел среднерусской породы на шести рамках, из которых три были с расплодом, в двухстенный улей на 14 рамок размером 435x300 мм с двумя летками. Пчелы облетелись и успокоились.
На мой вопрос: «Нужно ли готовить магазинную надставку и не будет ли семья роиться?» — старый опытный пчеловод ответил, что роиться не будет, надставка не потребуется и дай Бог пчелам обеспечить себя медом на зимовку.
В течение июня добавил в улей восемь рамок с вощиной, и вскоре семья освоила все гнездо. Погода стояла жаркая, поэтому притенял улей ветками. Пчелы летали хорошо через оба летка. По вечерам сидел около улья, любовался летом пчел, вдыхал пахнущий медом воздух и наслаждался.
Но вдруг, вопреки заверениям опытного старого пчеловода, 12 июля около 12 ч дня пчелы массой стали вылетать из обоих летков, перемещаться в воздухе над ульем снизу вверх и обратно, издавая сильный гул, то есть роиться. К этому я не был готов: не купил роевню, не приобрел запасной улей.
Попросил соседа понаблюдать за роем, а сам побежал к знакомому пчеловоду за помощью, но его на садовом участке не оказалось — уехал в город. Вернувшись через 15 мин, увидел, что рой уже привился на соседской яблоне вдоль развилистого сука на высоте 3 м, и понял, что снимать его будет очень трудно: яблоня густая, сучков много, а под ней — крапива в человеческий рост. Притоптав крапиву, поставил лестницу. Но во что снимать рой?
Сосед нашел две пустые коробки. Надев белый халат, сетку и перчатки, влез на лестницу, подставил коробку под рой и пытался ударом по суку стряхнуть пчел. Но поскольку рой не висел гроздью, как показывают в учебных книгах, а расположился от развилки вдоль двух суков на длину 60 см, много пчел сыпалось мимо коробки. Тогда стал огребать их руками; но и при этом часть пчел сыпались в коробку, часть взлетали и снова прививались на сук.
Спускался с коробкой на землю, пересыпал пчел в другую коробку, закрывал сверху тюлем и так за шесть приемов перенес основную массу пчел. Через некоторое время оставшиеся пчелы сели на коробку поверх тюля, и я отнес рой в тень. К вечеру приобрел 12-рамочный улей у знакомого пчеловода, поставил в него три рамки с вощиной, высыпал пчел. Летки были открыты, так что взлетевшие пчелы зашли в улей, и семья успокоилась.
На следующий день с утра пчелы начали летать в поле, понесли обножку. Я успокоился: рой прижился. Но около 12 ч он покинул улей, покружился над ним, переместился на соседский участок и привился на другой яблоне. Собрал рой тем же способом и вечером посадил в покинутый им улей. Добавил две рамки с вощиной. Пчелы успокоились.
14 июля все повторилось. Опять собрал рой тем же способом и вечером снова посадил в улей.
15 июля пчелы вели себя спокойно: днем вылетали через оба летка и возвращались с обножкой, а в 6 ч вечера стали массово выходить из улья. Быстро закрыв летки заранее приготовленными сетками, не дал им покинуть улей. Вылетевшие пчелы вернулись. Поскольку рой каждый раз прививался неудобно и мне было нелегко его снимать (пчелы нажалили меня так, что разболелась голова), то я обдуманно принял решение закрыть летки сеткой.
16 июля в 7 ч утра открыл летки, но пчелы не вылетали. Заглянув в улей, увидел, что все они лежат на дне мертвые, сырые и пахнут медом. Понял, что они вели себя неспокойно, запарились и поэтому погибли. Собранные в ведро, пчелы заняли более половины его объема. Так расстался с первым своим роем.
Вечером того же дня проверил улей, из которого вышел рой: пчел осталось много, центральные рамки заняты расплодом, крайние — медом, маточников не обнаружил.
О неудавшемся роении пчел рассказал пчеловоду, у которого купил отводок, но он мне не поверил, заявив, что такого не может быть. При встречах с пчеловодами-любителями да и с пчеловодами промышленных пасек рассказывал эту историю, пытаясь понять причины странного роения пчел, но все они отвечали, что с таким поведением роя в практике не встречались, в литературе не читали.
Проанализировав случившееся, пришел к такому выводу. Со времени приобретения отводка, 3 июня, до момента роения, 12 июля, прошло 40 дней. Матка оказалась весьма плодовитой, и за это время семья нарастила много расплода, образовался излишек пчел. Погода стояла жаркая. В улье на 14 рамок семье стало тесно, слишком душно, она пришла в роевое состояние и отроилась.
Почему собранный и посаженный в улей рой многократно покидал улей и прививался недалеко от своего жилища? Не понравился улей? Двумя неделями ранее у знакомого пчеловода в него залетел очень большой чужой рой, который он через два дня пересадил в более просторный улей. Улей пустовал более десяти дней и успел проветриться. Так что же не понравилось пчелам? Отсутствие рамок с медом и расплодом? Но по утверждению пчеловода Ю.Н.Куликова (Содержание русских пчел. — Обнинск: Титул, 1995) «в улье для роя должны быть только пустые соты и вощина, нельзя ставить рамки с медом и расплодом». Поселяются же рои пчел в пустых дуплах деревьев, в трубах, за карнизами домов там, где нет ни вощины, ни расплода, ни меда, и отлично приживаются. Так в чем же причина неоднократного вылета роя из улья и прививки на ближних яблонях?
А.Б.СОКОЛОВ