Участившие в последние годы случаи осеннего слета пчел наносят колоссальный ущерб пчеловодству. Его вполне можно сравнить с потерями, причиняемыми всеми незаразными, инфекционными и инвазионными болезнями. В связи с этим на научно-практической конференции «Пчеловодство XXI век» (2009 г.) я в докладе высказал свое мнение по столь важному вопросу.
Основная причина напасти, как мне представляется, ни нашими, ни зарубежными учеными не установлена. Изучением причин исчезновения пчел из ульев занимаюсь более пяти лет. О результатах своих исследований сообщал в книгах «Как уберечь пчелосемьи от ослабления летом и гибели зимой» (М.: Мир и согласие, 2004), «Пчеловодство с самосменой матки» (М.: Эльф НПР, 2007) и в журнале «Пчеловодство». Считаю, что главная причина слета пчел с гнезд — это участившиеся негативные погодные условия и неконтролируемый отбор пыльцы, приводящий к белковому голоданию расплода и выплодившихся особей.
Мне представляется, что основная ошибка исследователей состоит в неправильной оценке роли меда в жизни пчелиной семьи. В любом учебном пособии по пчеловодству мы встречаем, что «если в улье есть мед, то пчелам ничего не угрожает», а констатация факта слета пчел словами «ульи полны меда, а пчел нет» сама по себе исключает из поиска причин вышеуказанное голодание.
Под пищей, как известно, понимают совокупность неорганических и органических веществ, получаемых пчелами из окружающей среды и используемых ими в процессе обмена веществ для построения и возобновления тканей. Для пчел это нектар (сахароза нектара) и пыльца. Мед — продукт неполного обмена веществ и в пищеварении не участвует. Пчелы, поедая его, ферменты и секретирующие клетки почти не вырабатывают. При питании медом у них не работают и восковыделительные железы. Мед — это энергетический резерв биологического организма пчел. Он используется ими для выработки тепла и возможности двигаться, но это не пища.
При прекращении поступления в гнездо нектара и пыльцы пчелы начинают хуже кормить личинок и выплодившихся особей, поскольку количество вырабатываемых железами веществ резко сокращается. Для приготовления пищи они начинают расходовать свой белок (из мышц и других органов). Но его им хватит на 2–3 дня, а длительное неполноценное питание личинок приводит к потере будущими пчелами способности выращивать расплод и сокращает их жизнь.
По моим наблюдениям, через семь дней после полного прекращения взятка пчелы-кормилицы начинают поедать откладываемые маткой яйца, а затем и самых молодых личинок. Матка в это время продолжает откладывать яйца. Около нее можно их увидеть с десяток, далее пустые ячейки и еще запечатанный расплод. Таким образом, при недостатке белкового корма число выкормленных личинок и молодых пчел может сократиться в 15 раз и более.
Народившиеся в это время пчелы также не получают должного питания и из-за дефицита белка в организме становятся неполноценными, снижается их устойчивость к возбудителям заболеваний. Следовательно, болезни, на которые часто ссылаются как на первопричину гибели семей, — это не что иное, как следствие голодания пчел во время безвзяточных периодов. Считаю, что производимый в это время отбор пыльцы еще более усугубляет такое положение.
Предотвратить во время длительного безвзяточного периода роение семей, голодание пчел и расплода, недоразвитость пчел-кормилиц и слет пчел не помогут ни большой запас меда и перги, ни подкормка инвертированным сахарным сиропом или медом. Только сахароза нектара (или сахарного сиропа) совместно с веществами пыльцы инициируют работу желез и выделение организмом пчелы всех веществ, необходимых для нормальной жизни семьи в ее активный период.
Подкармливание малыми дозами сахарного сиропа (1:1) сразу после начала безвзяточного периода повышает активность пчел и стимулирует их на поиск пыльцы, выращивание расплода и выделение воска. Такая подкормка поддерживает и яйценоскость матки.
Мне представляется, что более убедительными доказательствами вышеизложенного могли бы стать результаты изучения изменения качества расплода и выплодившихся насекомых во время медосбора с прерывающимися безвзяточными периодами различной продолжительности. Пригодились бы и обобщенные конкретные данные о влиянии отбора пыльцы на качество расплода.
Считаю, что к постоянно обсуждаемой проблеме подкормки пчел сахарным сиропом надо подходить как к вынужденной мере, облегчающей жизнь и выживаемость семей при бескормице летом и во время зимовки.
И.С.ЛОНИН
Москва