Метод оздоровления пчелиных семей при европейском гнильце путем перегона в чистые обеззараженные ульи был предложен еще П.И.Прокоповичем. Этот способ имеет положительные результаты, но, на мой взгляд, слишком сложен, отнимает много времени, тогда как пчеловод должен заниматься подготовкой семей к главному медосбору и полностью использовать его. Кроме того, оздоровить пасеку этим способом невозможно, что подтверждают публикации современных исследователей.
Мне удалось разработать несколько биологических приемов оздоровления пчел, в том числе усовершенствовать перегон пчелиных семей в обеззараженные ульи. Эти приемы эффективны практически против всех инфекционных заболеваний пчел (в том числе и при вирусных), а также при нозематозе.
Их можно применять по отдельности, но лучше в комплексе, а иногда целесообразно совмещать с лечением химическими препаратами.
Суть биологических приемов состоит в следующем. На пасеке выявляем больные пчелиные семьи. На переднюю стенку улья наносим соответствующий знак, которым помечаем также все рамки (чтобы предотвратить их попадание из больных семей в здоровые). От больных семей получаем отроившиеся естественным образом рои, которые сажаем на вощину в чистые, продезинфицированные ульи. Так из роев получаются здоровые пчелиные семьи (ж-л «Пчеловодство» №6, 2005).
В начале главного медосбора все больные пчелиные семьи объединяем в сильные медовики. (Лучше сделать это через холстик на заходе солнца). В объединенной пчелиной семье необходимо оставить молодую неплодную матку. Как только произойдет объединение, инфицированные рамки с больным расплодом переставляем в верхние корпуса. После выхода расплода рамки изымаем, откачиваем мед, соты перетапливаем на воск. Заменяем дно (либо весь улей) на чистое. Как только молодая матка начинает откладывать яйца, ставим вощину на отстройку.
Во время главного медосбора делаем запас медовых рамок из здоровых семей, пригодных для сбора гнезд на зиму.
Осенью, как только выйдет расплод в больных семьях (в сильных объединенных семьях с молодыми матками и большим количеством свежеотстроенных сотов пораженного расплода практически не бывает), приступаем к предзимнему перегону пчелиных семей в обеззараженные ульи.
Улей с больной семьей переносим на полметра в сторону. На освободившуюся подставку ставим чистый, продезинфицированный улей. Оцениваем силу пчелиной семьи. В чистый улей переносим свежеотстроенные полномедные рамки (в которых не выводился расплод и нет перги), пригодные для зимовки, вместе с пчелами из больной семьи. Добавляем медовые рамки из запасов от здоровых пчелиных семей. К летку чистого улья закрепляем сходни, на которые стряхиваем оставшихся пчел из больной семьи. Перегоняем их в только что сформированное на зиму гнездо. Перегон пчел в чистые ульи при отсутствии расплода упрощает это мероприятие.
Рецидив заболевания в пчелиных семьях после предзимнего перегона возможен, но число таких семей, как правило, незначительно.
Чтобы подстраховаться при европейском гнильце, по методу Новосибирского исследователя B.C.Коптева всем оздоравливаемым пчелиным семьям в конце февраля под холстик кладем по килограмму закристаллизованного меда в хлопчатобумажном мешочке. С ним тщательно смешиваем порошок тетрациклина (400 тыс. ед. на 1 пчелиную семью). В меде антибиотики дольше сохраняют свои лечебные свойства.
При вирусном заболевании (мешотчатом расплоде) лекарств не давали. Полного излечения пасеки (в 140 семей) добились на третий год.
Из рамок от больных пчелиных семей откачиваем мед, соты перетапливаем на воск. Рамки, ульи, инвентарь тщательно дезинфицируем. Холстики, вытопки сжигаем. Воск сдаем с пометкой об инфекции.
Данные биологические приемы не эффективны против варроатозной инвазии.
Н.М.БИРЮЛЯ