И все же, несмотря на негативный фон, И.К.Пименов на основании собственных наблюдений за погодой и кормовой базой пчел, а также собранных сведений от жителей, ранее занимавшихся на Камчатке пчеловодством, указывает, что возможность промышленного пчеловодства исключать нельзя, и что для точного ответа на этот вопрос необходимо провести предварительные опыты. Основными условиями при их проведении называются: наличие специалиста по пчеловодству, который был бы способен поставить научно-опытную работу, и полная техническая оснащенность пасеки необходимыми предметами и строениями.
На 1 октября 1932 г. в Петропавловском совхозе оставалась 21 семья пчел, в Козыревском — 19.
Проследить дальнейшую судьбу камчатских пасек по документам не удается. Вероятно, пчеловодство как весьма сложное и трудоемкое направление пока было решено не развивать. При этом необходимо учитывать, что в тот период на Камчатке сельское хозяйство как отрасль только начинало развиваться, чему сопутствовала масса ошибок, часто обусловленных довольно низкой квалификацией кадров. Данную ситуацию ярко иллюстрирует критическое высказывание одного из руководителей АКО Н.Смирнова: «Все три совхоза не имеют организационных планов, то есть совершенно твердых отраслевых путей развития, благодаря чему порой создается хозяйственная мешанина, кустарничество, перескакивание от одного объекта к другому в зависимости от наклонностей руководства. Так, например, пчеловодство, птицеводство, введение зерновых в Петропавловском совхозе; отсутствие агроспециализации в Большерецком и т.п. Следует также отметить невысокую товарность хозяйств вследствие чрезвычайно низкой урожайности».
В 1962 г. на Камчатскую сельскохозяйственную опытную станцию выписали из Приморья два улья с пчелами. По сообщению научного сотрудника станции В.Семакова (ж-л «Пчеловодство» № 5, 1965), в основном пчел использовали как опылителей культур защищенного грунта. Урожай огурцов за счет опыления увеличился в три раза. Автор отметил, что собираемого пчелами меда вполне хватает для всего долгого периода зимовки.
Как рассказывает пчеловод теплично-парникового комбината «Термальный» В.В.Ковтуненко, в их хозяйство пчел начали завозить с конца 60-х годов. В то время на комбинате было всего несколько больших теплиц, но пасека, которую возглавляет И.Н.Шпаченко, насчитывала около 70 пчелиных семей. В отдельные годы бульшую часть вывозили на медосбор в Мильковский район (центральная часть полуострова). В местной газете «Вести» от 27 сентября 1995 г. упоминается о пчеловоде И.Шпаченко, который в 1970 г. получил от каждой из 50 семей по 42,3 кг меда (не указано, к сожалению, валового или товарного). В газете также отмечено, что камчатский мед на парижской выставке был высоко оценен специалистами.
С ростом комбината пасеку стали использовать исключительно для опылительных целей. Поскольку в теплицах пчелы обречены на постепенное вымирание, почти каждый год в хозяйство завозили от 50 до 150 семей (преимущественно пакетных). С середины 80-х годов в связи с выращиванием партенокарпических сортов огурцов, а с 90-х годов еще и из-за экономического кризиса пчел на комбинат завозить перестали. Так пасека постепенно прекратила свое существование.
Можно сослаться и на множество устных свидетельств успешного и неудачного пчеловодства в Елизовском, Мильковском и Усть-Камчатском районах, но проверить их достоверность в настоящее время весьма затруднительно.
Теперь, исходя из вышеизложенного, назовем некоторые причины, препятствовавшие развитию пчеловодства на Камчатке.
- Удаленность от хозяйственно развитых регионов страны — из-за этого доставлять сюда пчел было дорого и сложно.
- Ориентация населения не на сельское хозяйство, а на рыболовство, охоту и продажу пушнины.
- Отсутствие опытных специалистов, способных исследовать условия, объективно оценить перспективы пчеловодства и предложить стратегию развития отрасли.
- Отсутствие правильного представления о возможностях пчеловодства у местных властей и хозяйственников.
Таким образом, пчеловодство на Камчатской земле не развивалось не только и не столько из-за сурового климата, сколько из-за социально-экономических особенностей области.
П.П.СНЕГУР
Камчатский филиал
Тихоокеанского института географии ДВО РАН