Автор статьи Владимир Полищук держит пчел около 16 лет. Имеет 10 семей, которые содержит в 2-семейных украинских ульях с надставками на полурамку и микронадставками «Эко». Передние и задние стенки ульев утеплены листами пенопласта толщиной 3 см. Подрамочное пространство имеет высоту 15 см, доступ в которое сделан в нижней части боковых стенок улья и закрыт дверцами на петлях, позволяющими оставлять их в фиксированном открытом или закрытом положении.
В первые годы своего занятия пчеловодством автор получал мизерные результаты в борьбе с нозематозом, аскосферозом и варроатозом. В 2002 г. решился на эксперимент. Гнездо одной семьи на зиму сократил до 4-х рамок, в то время как остальные семьи такой же силы зимовали на 6-7 рамках. После весеннего облёта оказалось, что в сокращенной семье зимняя осыпь пчел была в несколько раз меньше.
Гнездо было сухое, и расход корма в нем был меньше. Теперь все семьи на пасеке автора зимуют на 4-5 рамках, а запас корма в каждой из них составляет, по меньшей мере, 3 кг. Автора не беспокоит то, что осенью в сокращенных семьях не умещаются все пчелы, и часть их висит «бородой» в подрамочном пространстве. В это время в семьях много старых пчел, которые отработали свое, и все равно отомрут в течение нескольких недель. В гнездах остаются только те пчелы, которые останутся зимовать, и им хватит 4-5 рамок. Неважно, что пчелы не имеют места, где приготовить себе ложе для зимнего клуба. Прежде всего, важно, чтобы они имели достаточный запас корма.
Поэтому все семьи автора, зимующие на сокращенных гнездах, не имеют проблем с поносом, нозематозом, ни с известковым расплодом. В гнездах нет ни заплесневевшей перги, ни закисшего меду, а зимняя осыпь пчел минимальна. Во время весеннего облета на передних стенках ульев не бывает «пятен». Очень важно соответствующее формирование гнезд на зиму. Поскольку в 2-семейных ульях пчелы зимуют, буквально, прилепившись к тонкой (толщиной 4 мм) стенке-перегородке из фанеры, первый сот сбоку от этой перегородки должен быть полностью заполнен медом, которого должно там быть 3,5-4 кг. Крайний от вставной доски сот должен быть с одной стороны осушен пчелами, и эта осушенная сторона должна плотно прилегать к вставной доске. Это очень важно, поскольку позволяет обеспечить приемлемую зимовку и уменьшить количество зимней осыпи. Благодаря этому не нужно делать прохода для пчел в крайних сотах.
Как осушить крайний сот с одной стороны? В ульях автора этой статьи это очень легко. Он открывает вход, обеспечивающий доступ в подрамочное пространство и фиксирует его дверцу в такой позиции. Затем на дощечке из ДВП размером, равным размеру дна кладет рамку с медом и вилкой распечатывает сот с верхней стороны. Поскольку размер улья рассчитан на 10 рамок, то рамка в горизонтальном положении не умещается в улье и часть его вместе с верхним бруском выступает из улья на 60 мм. Эту часть рамки автор закрывает крышкой из тонкого металла, бока и нижняя часть которой сделаны из фанеры толщиной 10 мм. Благодаря такой защите в гнездо не могут попасть ни пчелы-воровки, ни осы, и в него не затекает дождевая вода. Остается подождать не более 12 часов, и одна сторона сота оказывается осушенной. Тогда остается снять защитную конструкцию и вынуть рамку из подрамочного пространства. Если запоздать с отбором этой рамки, то пчелы, осушив верхнюю часть, начнут добираться и до нижней, что совсем не нужно. Вынутую рамку автор помещает в гнездо как крайнюю рядом с вставной доской. Перед этим вставную доску покрывают перлоновой пленкой, отражающей тепловое (инфракрасное) излучение.
Если во время осеннего сокращения гнезд окажется необходимо осушение сотов с обеих сторон, то между рамкой с таким сотом и дощечкой автор помещает две планки толщиной 10 мм. Если рамка содержит много меду, подкладывает еще одну, посередине чтобы сот не прогибался под тяжестью меду. Благодаря этому пчелы имеют доступ к обеим сторонам сота и осушают его меньше чем за сутки. За вставной доской пчелы не произвели бы такой работы даже в течение двух недель. Увеличенное подрамочное пространство позволяет «перекачать» мед с рамок, в которых его мало, в гнездо и сформировать таким способом рамки, полностью заполненные медом.
После откачки некоторое количество меду остается в забрусе и других срезках. Полищук раздает их вместе с остатками меду своим семьям, помещая в широких емкостях в подрамочное пространство. В течение нескольких недель пчелы осушают эти крышечки.
В ульях Полищука увеличенное подрамочное пространство играет роль «санитарной палаты». Пчелы никогда не застраивают это пространство восковыми «языками», поскольку нижний леток улья находится не у самого дна, а на уровне нижних брусков гнездовых рамок. Пчелы не заходят ниже этого уровня даже в период роения. Единственно, за несколько дней до выхода роя «борода» повисает и под нижними планками. На дне улья пчелы появляются только тогда, когда автор кладет на дощечке ветки полыни, тысячелистника, душицы или других растений, используемых для борьбы с варроатозом. Пчелы стремятся вынести эти растения из улья.
Полищук считает свои ульи с увеличенным подрамочным пространством и сокращенными гнездами идеальным местом для существования пчел во время зимовки. За 16 лет он не потерял ни одной семьи. В сокращенном гнезде клуб пчел не имеет возможности регулировать формой шара, поскольку ограничен вставной доской и перегородкой, разделяющей улей на две половины. В разрезе клуб занимает все сечение гнезда. По мере потребления корма клуб перемещается вверх. Полищук не допускает того, чтобы после весеннего облета пчелы занимались очисткой дна, копаясь в отходах. Он убежден, что эти работы должен выполнять пчеловод. В его ульях это легко сделать. За день до облета, время которого он предполагает по прогнозам погоды, передаваемым по радио, открывает задвижку доступа в подрамочное пространство и вынимает оттуда вкладыш с зимней осыпью и прочим мусором. Операция эта занимает всего одну минуту. Такую же операцию приходится выполнять и в течение зимовки (в январе) во время оттепели. Пчелы не реагируют на такое вторжение, если открывание задвижки происходит достаточно медленно и без стуков. Во время весеннего облета донья оказываются сухими и чистыми.
После облета Полищук старается еще больше сократить гнездо. Для этого сокращает улочки до 9-10 мм и ликвидирует подрамочное 15-сантиметровое пространство, перенося вкладыши на уровень нижних брусков рамок. Все пространство между дном улья и вкладышем заполняет сеном или кусками пенопласта соответствующего размера. Это помогает сохранять тепло в гнезде. Когда сила семьи увеличится и на улице потеплеет, автор статьи опять опускает вкладыши на дно улья, обеспечивая, таким образом, опять 15-сантиметровое подрамочное пространство.
В течение всего лета вход в подрамочное пространство открыт, а доступ в улей непрошенных гостей преграждает вентиляционная сетка, вставляемая вместо задвижки. Это значительно улучшает вентиляцию, испарение лишней влажности, способствует созреванию меда, а также предупреждает перегрев гнезда и выкучивание пчел на переднюю стенку. Если по каким-либо причинам необходим доступ в подрамочное пространство, автор в течение нескольких секунд снимает вентиляционную сетку. Летом, после напряженной работы в подрамочном пространстве собирается много лётных пчел, которые чувствуют себя более комфортно при пониженной температуре, чем в гнезде вблизи расплода.
М. Полищук
Український пасiчник № 10/09
Подготовил В. Ефимов