По приглашению ассоциации «Оксфорд — Пермь» (Оксфорд и Пермь — города побратимы) осенью этого года мне довелось побывать в Англии. В программу пребывания наряду с другими мероприятиями вошли посещение пасеки пчеловода-любителя, знакомство с магазином пчеловодства, осмотр предприятия по фасовке меда.
В Англии примерно 35 тыс. пчеловодов, но только некоторые из них производят мед на продажу. Пчеловод Джон Пиггот, на пасеке которого мы побывали, объясняет это сокращением естественных угодий и импортом дешевого меда из Китая, Мексики, Австралии, Венгрии, Канады и других стран. Это подрывает развитие пчеловодства в стране. «Уже 40 лет я работаю с пчелами, — говорит Джон. — Были годы, когда я держал более пятидесяти семей.
Но сейчас их у меня только 16». Чтобы получать мед в достаточно больших количествах, английским пчеловодам, как и российским, приходится кочевать с поля в лес и обратно, отслеживая сроки цветения медоносов.
Мы познакомились еще с одним пчеловодом. Гарри Стюард имеет пасеку и небольшой магазин. На прилавке не только мед и свечи, но и медовые напитки. Интересно, что только около 30 пчеловодов Англии производят медовые напитки на продажу и Гарри один из них.
Посещение специального магазина для пчеловодов оставило сильное впечатление. Достаточно сказать, что каталог и прайс-лист содержат более 400 наименований товаров, предлагаемых хозяевам пасек (для сравнения: в пермском магазине таких товаров только 23 наименования), думаю, что и в московских магазинах их ненамного больше. Магазин Гарри — по существу, культурно-просветительный центр, который учитывает интересы любого возможного покупателя, имеющего хоть какое-либо отношение к пчеловодству — от детей и случайных посетителей до профессионалов. Только медогонок в каталоге приведено двенадцать модификаций различных размеров, с металлическими и пластиковыми корпусами, настольных и стационарных, с ручным приводом и электрифицированных с электроприводом и программным управлением. Ульи нескольких типов предлагаются в виде набора заготовок. Сделаны они из высококачественной, выдержанной российской или шведской мягкой древесины. Все детали обрабатываются на автоматизированном предприятии. Рамки для всех разновидностей ульев (гнездовые и магазинные, в сборе и комплектами деталей); рамочки пластиковые и из древесины для секционного меда; поилки и кормушки разного объема (внутриульевые и потолочные); стеклянная и пластиковая посуда для расфасовки меда; удалители пчел... Книги, плакаты, видеофильмы и наглядные пособия для преподавателей и слушателей различных школ и курсов пчеловодов.
Любителям отливать свечи и фигурки из воска предлагаются масса различных форм и сам воск, как натуральный, так и искусственный. Для детей — широкий выбор игрушек, связанных с пчелиной тематикой. Желающие изготовлять вощину самостоятельно могут приобрести в магазине вальцы с гладкой и рельефной поверхностью. Имеются в продаже также плоские резиновые матрицы. Для получения с их помощью вощины разогретая восковая пластина укладывается между матрицами и такой сэндвич раскатывается скалкой до полной проработки рельефа на воске. Силиконовая смазка предупреждает прилипание воска к матрицам.
В магазине установлен наблюдательный улей на одну рамку. Его можно поворачивать, не беспокоя пчел. Прилетная дощечка и леток выведены на внешнюю сторону стены здания, а пчелы проходят в улей сквозь нее по трубочке полуметровой длины. Эти ульи также имеются в продаже.
Для меня наибольший интерес представляла вощина, и в частности размеры ячеек на ней. Отобрав несколько образцов, я подошел к стойке продавца, чтобы расплатиться. Мы разговорились. А когда я объяснил продавцу, что с группой пчеловодов-энтузиастов планирую провести в Пермской области эксперимент с крупными ячейками и у меня уже изготовлены матрицы из синтетического каучука с размером ячейки 5,9 мм, то продавец Метью Алан, оказавшийся и владельцем магазина, подарил мне эти образцы.
Физик по образованию, Метью увлекся пчелами и органично вписался в семейный бизнес. Он к тому же является европейским редактором международного журнала «Bee Biz», издаваемого для профессиональных пчеловодов.
Уже дома в Перми я тщательно замерил ячейки в привезенных образцах вощины. Оказалось, что вощина из натурального воска имеет диаметр ячейки 5,1 мм, пластика — 5,24, натурального воска — 5,4–5,7, а трутневая вощина — 7,0–7,3 мм. Вощина, выпускаемая в Перми ООО «Нектар», имеет диаметр ячейки 5,42 мм. Измерения проводились, как указано в ГОСТе: линейку накладывали на 20–50 ячеек и полученный размер делили на число ячеек. Чтобы получить внутренний диаметр ячейки пчелиных сотов, надо из полученного значения вычесть фактическую толщину стенки — 0,12 мм. Некоторую вытянутость ячеек в горизонтальном направлении Алан объяснял деформацией воска при протягивании листа вощины через валки.
Таким образом, ячейки гнездовых сотов (5,1 мм) у англичан мельче наших, а в магазинных надставках такие же, как у нас — 5,4 мм, при этом пластмассовая вощина имеет промежуточный размер.
Среди пачек вощины на одной из полок я обнаружил вощину из окрашенного воска. Оказалось, что это сделано специально: так помечаются листы, изготовленные из искусственного воска, чтобы при очистке рамок этот материал случайно не смешался с натуральным воском.
В Англии листы вощины армированы зигзагообразной проволокой, петли которой выступают за пределы листа сверху и снизу. При наващивании в эти петли вводятся тонкие планочки, которые вместе с проволокой вдавливаются в соответствующие пазы в верхнем и нижнем брусках рамки.
Провожая, Метью показал нам на участке, прилегающем к магазину, гнездовье пчел-листорезов. Материалом для их гнезд служат пластиковые трубочки, связанные в пучок. Уже второй год Метью заселяет их пчелами-листорезами и планирует продолжить и расширить этот эксперимент.
На пасеку Джона Пиггота мы попали уже под вечер. Накрапывал мелкий дождь. У Джона на этот день была запланирована осенняя подкормка пчел. Я вызвался помочь. Мы надели комбинезоны из белой ткани с лицевой сеткой. Джон предложил кожаные рукавицы, от которых я отказался. Работали без дымаря.
Сахарный сироп был уже разлит в пятилитровые ведра-кормушки. Крышка ведра снабжена по периметру выступающим буртиком и имеет отверстие в центре, которое перекрыто мелкой металлической сеткой. Гнездо вместо привычного нам холстика накрыто сплошным деревянным потолком с двумя отверстиями, в которые вставлены удалители пчел.
С помощью стамески Джон освободил отверстия, и пчелы сразу же пошли наружу. Чтобы предотвратить их разлет, он быстро опрокинул ведро и поставил его на одно из отверстий. Затем поместил на улей корпус без рамок и закрыл крышей. При опрокидывании ведра часть сиропа разливается по потолочине. Вот почему для его сбора пчелами в потолочине сделаны два отверстия — под ведром и за его пределами. Буртик на крышке ведра защищает их от раздавливания, а назначение металлической сетки такое же, как и нескольких слоев марли, которой наши пчеловоды обвязывают горловину банки с сиропом при подкормке семей.
Позднее Джон рассказал о своей системе пчеловождения. Каждый улей у него состоит из гнездового корпуса и трех-четырех магазинных надставок. Между гнездовым корпусом и надставками находится разделительная металлическая решетка, которая препятствует переходу матки в надставки. Перед откачкой меда Джон заменяет решетку потолочиной с удалителем пчел.
После возвращения с пасеки Джона в Оксфорд я отметил в каталоге и прайс-листе различные типы удалителей пчел, которые могли бы быть использованы на наших пасеках. По моей просьбе г-жа Синтия Стайлз, которая оказывала нам гостеприимство в течение нашего пребывания в Оксфорде, позвонила в магазин и продиктовала мой заказ. Через две недели после возвращения в Пермь я уже получил посылку из Англии с удалителями.
В один из дней Синтия привезла нас на предприятие по переработке меда, принадлежащее медовой компании «Гарвин» («Гарвин Хани Компани»). Нас встретил управляющий Лари Кейс, который рассказал об истории создания компании и пред-ставил всю технологическую цепочку переработки меда. Мед поступает на предприятие в 300-килограммовых бочках, его подогревают до 50°С и выливают в огромный чан, откуда продукт поступает на фасовочную линию. Дозатор автоматически заполняет медом поступающие с конвейера банки, затем их закрывают закручивающимися крышками и наклеивают на них соответствующие этикетки. В конце линии оператор ставит банки в картонные коробки. Теперь мед готов к реализации.
Поскольку некоторые покупатели предпочитают севший мед, справедливо полагая, что кристаллизация является одним из признаков его натуральности, часть продукции загружают в холодильную камеру. Резкое охлаждение ускоряет процесс кристаллизации. Мед расфасовывают в стеклянную, пластиковую и оригинальную посуду, например в керамические горшочки. Для гурманов в баночки помещают соты или ломтики фруктов и заливают центробежным медом. При такой фасовке продукт стоит дороже.
По прайс-листу компании можно судить об уровне оптовых цен на мед в Англии. Например, баночка меда весом 340 г стоит от 1,5 до 3,75 фунта (1 английский фунт — около 43 руб.). Самый дорогой — вересковый мед, собранный в Шотландии, самый дешевый — закристаллизованный липовый. Этот документ показывает также, из каких стран поступает мед в Англию. Российского меда в прайс-листе, к сожалению, нет. Между тем уральский мед, баночку которого мы привезли в качестве пермского сувенира, был по достоинству оценен нашими английскими друзьями.
А.ВЕРЕЩАГИН
г. Пермь