- Этот год отмечен рядом климатических аномалий: исключительно теплой зимой с последующими морозами, которые у нас в некоторых местах повредили цветению акации. Как вы оцениваете этот год с точки зрения приносов и риска возможного повышения проявлений варроатоза в Австрии?
- Думается, что в основном ситуация такая же как и в Чехии. После теплой зимы некоторые пчеловоды имели проблемы с недостатком кормов в семьях.
Весеннее развитие было очень хорошим. Конечно, из некоторых регионов в течение зимы были сигналы о большом весеннем ослаблении семей. Эти ослабления объясняются разными причинами – прежде всего, применением пестицидов и вирозами. Эти случаи изучались нами, однако пока безрезультатно.
Весенние взятки выдались хорошими; имелись приносы по 25-30 кг на семью. Сейчас у нас в разгаре лесной (падевый) взяток. Но он неравномерный, т.е. есть места, где падевый взяток очень хороший, есть и такие, где такого взятка вообще нет. Как, впрочем, и любой взяток, этот тоже зависит от погоды.
С варроатозом ситуация тоже очень интересная. Многие пчеловоды сообщают о высокой заклещеванности, другие же, наоборот, об очень низкой. Конечно, все зависит от обработки прошлой осенью, которая в Австрии была очень холодной и дождливой, и это повлияло на обработку, также как и поздняя очень теплая осень, долгое предзимье, когда некоторые пчеловоды слишком задержались с обработкой.
Теплой осенью матки долго откладывали яйца, что привело к тому, что ситуация на разных пасеках сильно различается. Это различие еще определяется и климатическим влиянием: в прошлом году и у нас морозы сорвали акациевый взяток, который традиционно давал хорошие медосборы на востоке Австрии, колеблющиеся (вместе с подсолнечником) от 70 до 90 кг меду. Западная же часть Австрии дает в среднем по 12-18 кг меду от семьи.
Для восточно-австрийских пчеловодов высокие медосборы всегда порождали проблемы со сбытом меда, особенно в областях со слабым туризмом.
- Австрия известна разведением краинской пчелы. Какова в настоящее время ситуация в области породного разведения?
- В четырех восточных союзных землях законом разрешено разведение только краинских пчел, а в остальных можно разводить и другие географические расы или популяции пчел. В Австрии каждая союзная территория имеет свой закон о пчеловодстве. Одновременно существуют и сильные возражения против подобных ограничений, в основном, со стороны коммерческих пчеловодов, многие из которых работают с пчелой «buckfast» и аргументируют это большими медосборами.
Вопрос в том, куда деваться с «большим медом» при ограниченном сбыте? Много меда хранится на складах. К этому следует добавить, что семьи этих пчел приходится довольно много подкармливать. Стремимся поддерживать разведение хорошо приспособленных и выносливых популяций местных пчел. В последнее время вокруг этой проблемы ведутся напряженные дебаты. Дело доходит до весьма эмоциональных дискуссий.
Законодательные ограничения находятся в настоящее время под сильным давлением крупных коммерческих пчеловодов. Политики, от кого зависит принятие того или иного закона, большей частью внимают мнению тех пчеловодов, которые живут пчеловодством, т.е. коммерческих, профессиональных. Наша точка зрения заключается в том, что краинская пчела отличается многими хорошими качествами, которые нужно сохранить: она максимально приспособлена к местным условиям, обладает сильно развитым инстинктом по сбору корма.
Пчеловоды стараются убедить всех, чтобы сохранить регионы ее естественного распространения. Однако из-за давления на будущие ограничения, обусловленные законом о породном разнообразии, это кажется все труднее. Если до этого дойдет, тогда говорить о разведении краинских пчел можно будет говорить лишь в рамках программы искусственного оплодотворения.
Včelařstvi № 9/07
Пер. с чешск. В.Ефимов