Современное пчеловодство немыслимо без большого числа сотов разного назначения. На крупных пчелофермах и во время кочевки обеспеченность ими должна в два-три раза превышать среднюю потребность пчелиной семьи. Резервные соты всегда нужны и на небольших пасеках.
Пчелиные соты можно разделить на 10–15 групп: гнездовые и для меда, для пчелиного или трутневого расплода, для создания запасов корма, пустые (сушь), различного возраста и т.д. Например, ранней весной необходимы сотовые рамки, хорошо заполненные кормом: впоследствии потребуются для расширения гнезда и расплода. С появлением взятка они нужны для заготовки меда, в этот же период пчелы отстраивают и новые соты. К концу лета в ульях и на складе должны быть запасы кормовых рамок, по-разному заполненные медом, необходимые для зимовки семей.
Пчелы сильной семьи хорошо охраняют сотовые рамки от вредителей, в основном от гусениц восковой моли. Кроме того, в их гнезде складывается и соответствующий микроклимат для их длительного хранения. Но если соты находятся вне улья, предохранять их от порчи должен пчеловод.
До вмешательства человека в жизнь пчелиного гнезда пчелы и восковая моль жили в экологическом равновесии. В больших дуплах часто можно увидеть как в одной части успешно развивается семья, а в другой на старых сотах господствует моль. На первый взгляд это вредитель, но на самом деле ее личинки помогают пчелам, сгрызая старые соты со всеми возбудителями болезней, и ведут отбор, уничтожая слабые семьи.
С появлением рамочного пчеловодства и необходимостью хранить соты вне улья возникли и проблемы с восковой молью. Например, в США годовой ущерб от этого вредителя превышает 4 млн долл.; в Болгарии она ежегодно уничтожает 20–30 т воскового сырья.
Против восковой моли соты окуривают диоксидом серы, используют инсектициды или репелленты с отпугивающим запахом, в том числе и некоторые растения.
В сотохранилищах больших пчелоферм обычно поддерживают температуру около 8–10°С с помощью обычной климатической установки. Если помещения хорошо теплоизолированы и условия позволяют создавать минусовые температуры, то экономичнее хранить соты, периодически понижая температуру ниже 0°С два раза в месяц, чтобы погибли гусеницы моли, на остальное время аппаратуру выключают. Можно также использовать холодные грунтовые воды при помощи колодца и небольшого насоса, понижать температуру за счет циркуляции воды через теплообменники в сотохранилищах.
На своей пасеке долгие годы хранил резервные соты так же, как отец: быстро убирал их в плотнозакрывающиеся шкафы и ящики, укладывал бумагу между надставками и корпусами, а снизу и сверху рамок листья разных растений (чаще всего грецкого ореха). Однако восковая моль все равно поражала соты. Когда численность семей увеличилась до сотни, резко возросли и проблемы с хранением сотов. Положение оказалось настолько критическим, что я начал их браковать не из-за старения, а из-за поражения молью.
Решил найти надежный способ, не требующий больших капиталовложений. Как известно, моль не любит вентиляции, но, к сожалению, в книгах по пчеловодству ничего не сказано о том, что вредитель не нападает на соты, находящиеся на открытых местах. Убедился в этом случайно. Не успел вовремя обработать бракованные соты, и они пролежали под крышей с северной стороны дома с осени до следующего медосбора. К удивлению, я не обнаружил на них ни единого повреждения гусеницами моли, несмотря на то что соты лежали горизонтально и плотно соприкасались. Оказывается, моль хорошо заботится о своем потомстве и выбирает для откладывания яиц не только места с наличием корма (соты, восковое сырье и пр.), но и те, где ночью температура значительно не понижается и отсутствует движение воздуха. Именно такие условия существуют в ульях и в павильонах, а разделительная бумага только способствует развитию моли.
С тех пор храню соты на воле и стараюсь, чтобы они как можно меньше находились в закрытых помещениях, в мастерской при откачке меда применяю небольшой вытяжной вентилятор. Так закончились мои проблемы. Затраты труда по хранению сотов сократились более чем в два раза, многие обработки стал проводить прямо на пасеке, когда при осмотре семей нужны резервные соты, они всегда рядом. Теперь самая большая забота — хорошо их рассортировать, чтобы легко отыскивать.
На пасеке (в тени или под солнцем) устанавливаю подставку высотой 30–40 см (можно приспособить любые жестяные сосуды, кожух стиральной машины, шины от грузовика и пр.). На ней размещаю магазинную надставку или корпус (снабженные снизу решеткой против насекомых и грызунов) и сооружаю из них высокую колонну, а сверху делаю отверстия для воздуха. Обычная крыша предохраняет соты от дождя и снега.
Между надставками или корпусами нельзя класть разделительную бумагу, иначе не будет восходящего движения воздуха. Теперь спокойно оставляю полностью очищенные от меда соты (без единой заполненной ячейки) под любым навесом в надставках или корпусах. Поскольку бабочки восковой моли не любят такие места, то ни разу при этом не наблюдал повреждения сотов.
Почти исчез и трубчатый расплод, возникавший из-за ходов гусениц моли в средостениях сотов. Раньше приходилось тратить немало времени на то, чтобы острым кончиком ножа выгнать гусениц из сота или помочь пчелам справиться с ними.
При плохих медосборах хранил соты на дворе, и они всегда были в хорошем состоянии, несмотря на то что на некоторых находились остатки коконов. А в последнее время при хранении сотовых рамок не применяю даже предохранительных решеток против мышей, надеясь на своих кошек. Однако плохо, если осы или пчелы успевают залезть в вышеописанную колонну через щели между надставками (осы тоньше пчел, поэтому они первыми успевают напасть на остатки корма).
Кроме надежного хранения сотов и значительного уменьшения затрат труда получил и чудесный индикатор воровства. При отсутствии медосбора воровки сразу направляются на сложенные пустые соты, привлекаемые восковым запахом. По их кружению сразу можно понять, что на пасеке не все благополучно, и принять необходимые меры: разыскать доступный мед, сузить летки и пр. Пчелы, не найдя меда, сравнительно быстро возвращаются в свои ульи.
Иногда перед хранением очищаю бруски рамок от воска и прополиса, после откачки меда исправляю соты и т.д. Весной при расширениях гнезд сотовые рамки заранее нагреваю и раскрываю в некоторых участках с медом. Теплым ножом срезаю все выпуклые части, окончательно очищаю и плечики рамок. Это удобно делать, закрепив рамки на решетке, расположенной над корытом с двумя отделениями (для сортировки воска и прополиса). В результате значительно увеличивается выход воска и облегчается осмотр семей.
Очень важно осушивать соты после откачки меда. Это небезопасная операция, так как в конце лета пчелы склонны к воровству, а подобная подкормка стимулирует их на поиск меда с определенным запахом. Пчелы не находят его в природе, но аналогичный запах струится из ульев, что может привести к нападу.
Существуют разные способы обсушки сотов: снизу, сверху или сбоку. Обычно пчеловоды используют верхнюю обсушку, на своей пасеке применяю боковую. В семьях, нуждающихся в пополнении кормовых запасов, суживаю гнездо до 6 (7) рамок, получаю значительное свободное пространство, куда ставлю соты на обсушку. Меняю их, не открывая гнездо и без дыма. Пчелы при такой технологии меньше склонны к воровству, поскольку привыкают к такой подкормке. Чаще всего для этой цели использую семьи с общей маткой (ж-л «Пчеловодство» №7, 2003).
Весьма полезно при хранении сотов с кормом на воле выкачивать незапечатанный мед из маломедных сотов. Данная операция почти не занимает времени и выполняется одновременно с сортировкой сотов. Откачанный мед использую для пополнения кормовых запасов, но если в нем есть падь, подставляю эти рамки пчелам весной.
Полезно также дезинфицировать соты от случайных личинок восковой моли. Острым предметом раскрываю ячейки, на которых замечаю паутину или уже сделанные личинками ходы (хорошо, если удается найти и устранить гусениц, но это не обязательно). Соты, вызывающие подозрение, сбрызгиваю медовым сиропом или смазываю кремообразным медом, затем ставлю их на несколько дней в улей в центр гнезда. Пчелы старательно очи-щают и исправляют поврежденные ячейки, после чего соты можно отправить на хранение.
Перговые участки для предохранения от порчи посыпаю небольшим слоем сахарной пудры, просеивая ее через густое сито. Если перга находится только на одной стороне сота, то операция выполняется элементарно. Если она располагается на обеих сторонах, то при обработке второй стороны немного наклоняю рамку, чтобы пудра не высыпалась.
В районах, неблагополучных по американскому гнильцу, важно обращать особое внимание на зимнее хранение сотов, не переносить их из одного улья в другой во избежание распространения инфекции. В таких случаях надо тщательнее выбраковывать соты и применять подходящую систему маркировки рамок.
Наверное, на моей пасеке, стоящей у подножия горы, сложились благоприятные климатические условия для хранения сотов на воле. Каждый любознательный пчеловод может апробировать мой способ на своей пасеке.
С.АНГЕЛОВ
Болгария, София