Старая и теперь уже забытая пчеловодная мудрость говорит, что «больше всего пчелы воруют, когда сеют овсы и когда их жнут». Разведка и последующее воровство пчел является постоянной проблемой в пчеловодстве, и иногда приводят к тому, что добрососедские отношения между членами одной пчеловодной организации становятся далеко не добрососедскими, если не сказать хуже. Обычно озабочен бывает тот пчеловод, пчел которого грабят, упрекая других, что они держат пчел-воровок и заставляют их голодать.
Однако правда в другом. Вину за воровство несет тот пчеловод, семью которого грабят. Действительность такова, что есть семьи более склонные к воровству, и семьи пассивные. Однако, безусловно, участие в разграблении чужого улья может принять каждая семья. Если представится случай, то грабят, даже когда свой улей полон кормов.
Инстинкт накопления кормов здесь преобладает над всем. В ряде случаев грабят рой, севший в какое-нибудь дупло, или семью, оказавшуюся без опеки пчеловода, где не проводились какие-либо обработки против клеща, которая хотя и запаслась кормами, но по состоянию здоровья находится в жалком состоянии. Это активные пчелы быстро обнаруживают, и отнимают все, что могут. Воровство имеет и оборотную сторону, так как ворующая семья приносит к себе не только корм, но и массу клещей.
Скрытое и явное воровство
Воровство имеет две формы: скрытое воровство и явный грабеж. О скрытом, тихом воровстве некоторые пчеловоды вообще не имеют никакого понятия, и лишь констатируют, что семья «мало принесла» или вообще не дала никакого приноса. Скрытое воровство существует иногда и в пору хорошего взятка. Лётную пчелу, которая с грузом нектара не долетела до летка, а присела под леток или даже на землю, бывает, немедленно начинают беспокоить слетевшие к ней воровки, иногда 2 и 3, настойчиво протягивая ней хоботки, требуют нектар, от которого перегруженная пчела рада избавиться. Эта ситуация продолжается даже у летка, который в это время интенсивно не охраняется, и полакомившиеся воровки направляются со своей добычей к своему улью. Позже увидим, как из улья вылетают пчелы с наполненным медовым зобиком. Они в своем улье призовут уйму помощниц, и могут, таким образом, в подвергнувшейся нападению семье забрать часть или даже все запасы корма. Причина такой ситуации обычно состоит в том, что в семье старая матка, которая продуцирует мало феромонов, и семья является как бы полусиротой. После выноса кормов воровки перестают навещать этот улей, и обворованная семья живет, что называется «из рук в рот», т.е. что принесли, то тут же и съели. Через некоторое время, по неизвестным нам пока причинам, эта семья собирается с силами и начинает интенсивно защищаться, что ей удается. Однако ее принос, по сравнению с другими, сильными семьями, бывает существенно ниже.
Иногда может встретиться ситуация, когда семья по какой-то причине лишилась матки, например, при роении. Новая матка при ориентировочном или брачном полете потерялась, и семья оказалась без матки, а у такой семьи защитный инстинкт значительно слабее, и ее пчелы покоряются воровкам, отдавая корм даже прямо на летке.
Если речь идет о явном воровстве, то пчеловод, как правило, его замечает. При этом подвергшаяся нападению семья старается защищаться. На летке, а также и на земле перед ульем он видит борющихся пчел. Бывает, что уже достаточно много мертвых пчел. Если пчеловод своевременно обнаружит такую ситуацию, то обороняющейся семье можно помочь. Если же грабеж уже достиг такого уровня, что стража на летке не способна остановить грабителей, и те покидают улей с полными зобиками, здесь уже помочь трудно. Обычно рекомендуется леток закрыть наклонно стеклом или кусочком зеркала, что отпугивает воровок, когда против них выныривает их образ. Однако это считается неэффективным. Также иногда советуют переместить обворовываемый улей подальше от деятельности воровок, что тоже чаще всего оказывается безуспешным, если пчеловод не обнаружит и не устранит причину воровства (чаще всего это сиротство семьи). Если причина не будет устранена, то и на новом месте через некоторое время такая семья подвергнется нападению уже других пчел.
Сокращение летка
При обнаружении начавшегося воровства можно сократить леток. Для этого годятся некоторые проволочные сетки, чтобы не нарушать вентиляцию улья. В случае плотного закрытия летка какой-либо дощечкой это приведет к тому, что в уже и так перегретом улье микроклимат ухудшится еще больше. Его пчелы будут вылезать из улья, в надежде хоть как-то охладить внутреннее пространство, и не станут препятствовать воровкам, которые будут иметь прямой доступ к кормам. При частичном зарешечивании летка, улей можно накрыть какой-либо непроницаемой для пчел сеткой (старой тюлевой занавеской, сеткой, используемой в строительстве для штукатурных работ, противомоскитной сеткой). Воровки, проникшие обычным путем, возвращаясь с добычей не найдут пути назад. Свои же пчелы усаживаются на сетке, обычно напротив летка, и пчеловод, когда стихнет лёт, может убрать сетку и впустить их в улей. Это трудоемкий, но эффективный способ. Это нужно повторять в течение нескольких дней, пока деморализованная семья вновь консолидируется, и будет способна защищать вход в улей.
Если же грабеж уже в разгаре, нужно и в соседних ульях зарешетить часть летков. Вероятнее всего, воровки, лишившись возможности и далее грабить ранее обворовываемый улей, набросятся на соседние с ним ульи. Однако это бывает их последней акцией – это обнаруживается по количеству мертвых пчел перед летками ульев, куда они уже не могли проникнуть. В ряде случаев пчелы сами и без помощи пчеловода решают эту проблему, однако результат такого решения бывает виден на земле перед ульями.
Если кто-то не уверен, есть или нет воровство на его пасеке, может узнать это по тому, что вечером после окончания лёта из одного из ульев происходит интенсивный вылет пчел. То же самое будет и утром. Здесь одно из двух: или семью грабят, или она сама кого-то грабит. Это пчеловод может узнать по тому, имеют ли вылетающие пчелы полные зобики или пустые, и с полными зобиками тяжело возвращаются в улей.
Хорошим помощником здесь бывает перед ульями чистая, без травы, земля или, что еще лучше, старый вытершийся ковер, на котором виден случайный мусор и отдельные мертвые пчелы, а также уйма живых пчел, которые в ранневесеннюю пору замерзают в траве перед ульями.
Предупреждение воровства
Большой опыт по борьбе с воровством получил я в 60-е годы прошлого века, когда на соседний заброшенный кирпичный завод в конце августа пчеловод государственного хозяйства привез все свои семьи (около 200-250 семей), чтобы здесь в одном месте накормить, а весной развести их по кочевым точкам. В это время здесь появилась такая масса пчел-разведчиц, что невозможно было открыть улей и подготовить семью к кормлению. Нужно было дожидаться, когда пойдет дождь, и пчелы перестанут летать.
Что воровство легче предупредить, чем бороться с ним, не требует пояснений. Опять же из опыта могу подтвердить, что не всегда удается остановить воровство. Приведу пример. Один пчеловод ежегодно после последней откачки меду ставил перед своей пасекой рамки на обсушку. На мое предупреждение, что это не может кончиться чем-то хорошим, он лишь усмехался, заверяя при этом, что делает это уже ряд лет, и ничего плохого не случалось. Но случилось! Пришел за мной (я тогда был секретарем местного общества пчеловодов), чтобы я пошел с ним посмотреть, что происходит и написал бы заявление в фонд взаимопомощи о возмещении вреда. Дело дошло до того, что пчелы остальных десяти местных пчеловодов после обсушки рамок были настолько раздражены и «разогреты», что нападали даже на семьи в павильонах и все полностью ликвидировали. В каждом из восьми ульев оставалась горсть живых пчел с расплодом, но без кормов. Перед павильоном же слой мертвых пчел.
Чтобы нам не встретиться с подобным случаем, нужно руководствоваться некоторыми правилами. В первую очередь нужно подготовить семьи ко времени активности пчел-воровок. Уже в июле нужно проверить, в каждой ли семье есть матка. Если матка старая, то в это время ее следует заменить на молодую. Не следует рассчитывать на то, что в улье достаточно пчел, и без этого контроля начинать подкормку.
Другой опасностью в безвзяточный период является осмотр семей с разборкой гнезда. Разведчицы обязательно воспользуются такой возможностью полакомиться на открытых кормовых рамках. Если же семья в порядке, обычно она противостоит последующему налету воровок, но и это не обойдется без потери пчел, погибших при защите своего летка. Эта проблема прежде всего касается ульев, стоящих во дворе. Пчеловод в павильоне с этим обычно не сталкивается или сталкивается в исключительных случаях. Короче говоря, в это время нужно знать, с какой целью будете раскрывать улей, и делать все как можно быстрее. Это же касается и чрезвычайной осторожности при позднем отборе меду.
Узнать силу семей
Особую осторожность нужно проявлять при пополнении зимних кормов. Опасность может быть вызвана жидким кормом, когда семья не в состоянии ликвидировать вытекающий через леток сироп. Если этот сироп обнаружат пчелы-разведчицы, при сильной инвазии могут даже ликвидировать несколько семей. Также случайно пролитый сироп нужно смыть и не надеяться на то, что свои пчелы найдут его и воспользуются им. В павильоне существует опасность, что в нем могут находиться и слабые семьи, которые не занимают полностью весь объем улья и имеют большой леток, не соответствующий силе семьи. Это часто случается в современном пчеловодстве при зимовке в двух корпусах. Пчелы контролируют основной леток, но мало заботятся о дополнительном летке во втором корпусе, которым могут воспользоваться пчелы-воровки, получая доступ к кормам, или позже (в сентябре) осы. Пчеловод должен знать, какой силы у него семьи, чтобы пчелы могли контролировать все ульевое пространство, соответствующее силе семьи. Кроме того, большой объем не способствует слабым семьям особенно во время развития в ранней весной.
Лучше разбудить
Ранней весной бывает такое состояние, когда некоторые благополучные семьи, выходят на облет не сразу, а только по прошествии нескольких теплых дней. Такие «спящие» семьи могут быть обнаружены первыми пчелами-разведчицами, которые и сообщат об источнике корма, чтобы тем улучшить свои запасы. Это не такое уж частое явление, но все же иногда случается. Такую семью лучше всего «разбудить», например, раскрытием улья и вскрытием нескольких запечатанных ячеек с медом вблизи зимнего клуба. Семья в кратчайшее время эффективно облетится, и защитит свой леток от проникновения пчел-воровок.
Рецепта по предупреждению или по ликвидации воровства, гарантирующего 100%-ный успех, нет, и каждый пчеловод должен сделать все возможное, чтобы помочь подвергнувшейся интервенции семье сохранить пчел, суметь собраться и защититься от воровок. Если же у них не проявляется защитный инстинкт даже с нашей помощью, все наши усилия бывают напрасны.
Jaroslav Kučera
Včelařstvi № 8/13
Пер.с чешск. В. Ефимов