Из своих 72 лет Виталий Федорович Черкашин 32 года проработал шахтером. Там, глубоко под землей, всякое случалось, но он все выдержал. Правда, к выходу в 1989 г. на пенсию, как и многие коллеги, имел массу различных болезней, в том числе профессиональных. Врачи посоветовали больше бывать на свежем воздухе. Тогда в поселке Голубовском, что недалеко от г. Анжеро-Судженска Кемеровской области, пенсионер купил старенький домик с надворными постройками и завел пчел. Земли было 15 соток, поэтому проблем с размещением на участке ульев не возникло. К тому же с учетом своего здоровья много семей не держал.
Занятие пчеловодством без конфликтов продолжалось 19 лет, пока в 7 м от участка В.Ф.Черкашина соседи не возвели двухэтажный каменный особняк. Соблюдались ли при этом все архитектурные и строительные нормы, сказать трудно, но тень от особняка стала падать на часть земельного участка Виталия Федоровича, и там, где раньше росли огурцы и помидоры, уже ничего нет, потому что снег на огороде не тает почти до середины лета. Рядом с соседским домом постройки Виталия Федоровича выглядят убого. Но что поделаешь? На что заработал нелегким шахтерским трудом, то и купил. В общем, соседство с В.Ф.Черкашиным владельцам особняка не понравилось, а поводом для предъявления претензий послужили пчелы, хоть и было у него всего шесть семей.
Жалобы от соседки, А.С.Лазаренко, стали регулярно поступать в ветеринарную службу города и области. Для их проверки к Виталию Федоровичу иногда приезжало до трех комиссий в год. Вот что пишет пчеловод о первой комиссии, приехавшей из г. Кемерово: «Были ветеринар и еще человек в погонах. Они думали, что здесь криминал, а здесь все в порядке. Им понравилось, что ульи у меня расположены в два яруса». Но жалобы от А.С.Лазаренко не прекращались, причем каких-либо радикальных претензий она к соседу не предъявляла, а требовала, чтобы он содержал пчел по правилам.
В августе 2009 г. специалисты Управления ветеринарии Кемеровской области и Госветслужбы Анжеро-Судженской СББЖ в очередной раз по жалобе А.С.Лазаренко выезжали на пасеку В.Ф.Черкашина. По результатам проверки ветеринарно-санитарной инспекцией Анжеро-Судженской СББЖ ему было выписано предписание, во исполнение которого до 1 мая 2010 г. пчеловод должен был оформить ветеринарно-санитарный паспорт и перепланировать расположение ульев, установив их на высоте не менее 30 см от земли и на расстоянии 3–3,5 м друг от друга.
Виталий Федорович, выполняя предписание, оформил ветеринарно-санитарный паспорт на пасеку, а ульи оставил в хозпостройке. Там они по-прежнему стояли в два яруса. Первый ярус из трех ульев находился в 30 см от земли, расстояние между ульями — 3,5 м. Во втором ярусе ульи оказались от земли на высоте 2,2 м и на расстоянии 1,5 друг от друга.
При контрольной проверке 26 апреля 2010 г. представители ветеринарной службы Анжеро-Судженской СББЖ оказались в несколько затруднительном положении, оценивая соответствие размещения ульев во втором ярусе. В Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденной Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 17 августа 1998 г., о подобном расположении ульев не указано. Представители ветслужбы пришли к выводу, что если в инструкции об этом не упоминается, то В.Ф.Черкашин ее не нарушил и предписание исполнил.
Тогда А.С.Лазаренко обратилась с исковым заявлением в Анжеро-Судженский городской суд. Требования истицы заключались в следующем: ответчик должен прекратить противоправные действия, связанные с размещением пчел с нарушением существующих правил; обязать ответчика разместить принадлежащие ему ульи в соответствии с существующими нормативами. В судебном заседании представитель истицы, Л.А.Лазаренко, уточнила исковые требования: признать действия ответчика по организации пчеловодства в населенных пунктах не соответствующими требованиям действующего законодательства; обязать ответчика разместить ульи в соответствии с требованиями, а именно на расстоянии 3–3,5 м друг от друга, а между рядами не менее 10 м. Виталий Федорович таких требований не признал.
Единственным свидетелем на процессе выступила главный ветеринарный врач г. Анжеро-Судженска З.А.Шабаева. Она подтвердила, что первый ряд из трех ульев установлен на пасеке по правилам, изложенным в Инструкции от 1998 г. Поскольку о размещении ульев во втором ярусе в инструкции ничего не сказано, то следует считать, что предписание пчеловодом полностью не выполнено. Во втором ярусе ульи расставлены с нарушением инструкции: расстояние друг от друга — 1,5 м, ширина между рядами — менее 10 м.
Н.АCТАФЬЕВ,
почетный работник Прокуратуры РФ,
старший советник юстиции