Появление азиатского шершня (Vespa velutina) во Франции и его стремительное распространение находит в СМИ всегда широкий отклик. При этом все сообщения часто весьма далеки от объективности. Так этот вид всегда отличается особенной агрессивностью и представляет серьезную опасность для пчеловодства. Это объясняется недостатком знаний многочисленных французских специалистов пчеловодства о влиянии этих ос на экологию и на другие экономические аспекты.
К появлению азиатского шершня в Германии готовятся, и что важно, заранее знакомятся с его биологией и занимаются разработкой рациональной стратегии борьбы с ним.
Необходимо всем пчеловодам подробно объяснить всю недооценку этого вопроса. Здесь уместно привести цитату одного французского пчеловода об оценке риска: «По сравнению с действием азиатского шершня на медоносных пчел, влияние многих инсектицидов кажется всего лишь шуткой».
Азиатские шершни имеют длину от 2,4 до 3 см и при этом несколько меньше, чем местные шершни Vespa crabro. Отличается V. velutina характерной в основе совершенно простой коричнево-черной окраской, но это зачастую приводит к путанице с другими видами шершней. В Азии встречается 7 подвидов и 6 вариететов, во Франции встречается исключительно вариетет Vespa velutina var. nigrithorax. Он впервые был обнаружен вблизи Бордо в 2004 г. Затем быстро расселился по всему юго-западу Франции до Бретани и долины Роны, так что сегодня его можно встретить в доброй половине Франции. Быстрое распространение становится опасным также и для человека, который, впрочем, сам способствует его распространению – на это указывает обнаружение отдельных очагов его в Бургундии и на территории Большого Парижа.
К 2010 году V. velutina добрался до испанской страны басков, а годом позже оказался в Бельгии и Португалии. Новые исследования говорят, что новый поселенец вскоре может завоевать большинство стран Средней Европы и Южной Скандинавии; разве что лишь кроме очень сухих и теплых, а также альпийских или континентальных регионов.
Во Франции V. velutina занял привилегированное положение в городских окраинах и в областях, занятых сельскохозяйственными культурами. Напротив, он избегает сплошных лесов. Его большое эллиптическое гнездо достигает в диаметре около 40-60, максимум 80 см, причем характеризуется поперечным положением входа при развитии гнезда. В результате существующих до сих пор исследований гнезд, большей частью они содержат 5-6 (максимум 11) сотов. В нем насчитывают около 6000 (порой более 10000) особей. Тяжелые гнезда чаще всего находятся на деревьях, на высоте выше 10 м. В зданиях V. velutina, наоборот, поселяются редко – меньше 10% гнезд находится в постройках.
Шершень V. velutina является искусным летуном среди всех шершней, и даже в состоянии летать задом наперед. Для выращивания своих личинок ловит всяких насекомых. Анализ 2500 образцов из разжеванных насекомых показал, что доля медоносных пчел составляет 37%,18% короткоголовых ос и 34% двукрылых насекомых. В городе (его окраинах) в среде его обитания (биотопе) имеется меньше насекомых, и доля медоносных пчел в его добыче, разумеется, сильно возрастает и составляет 65%. Обеспечивая себя кормом (нектаром) V. velutina при этом опыляет и цветы. В то время как они пренебрегают печением, колбасой или лимонадом, как наши отечественные шершни, но охотно лакомятся спелыми фруктами.
При охоте на медоносных пчел они демонстрируют специфический вид поведения. Они поджидают, повиснув в воздухе перед ульем, чтобы при возвращении медоносной пчелы домой атаковать ее в воздухе. У летка пчелы образуют группу и препятствуют агрессору. При случае они даже могут зажалить шершня. Нормальные сильные семьи могут перенести потери. Разумеется, местами, в том числе и в Бордо, в отдельных ульях наблюдается массовый ущерб. При этом это может быть во всех семьях, уже предварительно поврежденные и/или слабо развивающиеся. Явно слабые семьи, плохо обеспеченные кормом из-за постоянного беспокойства и невозможности обеспечить оборону, продолжают слабеть.
Чаще всего охотящиеся шершни встречаются только лишь у отдельных ульев, но у сильных популяций их может быть несколько. Разумеется, сообщения утверждают, что пчела всего за 3 секунды оказывается убитой, но что 5-6 или даже сотня шершней могут совершенно уничтожить семью, это не соответствует истине. Многие сообщения прессы основываются, очевидно, на работы о других подвидах V. velutina. Особый страх прибавляют статьи о массовых нападениях на ульи медоносных пчел в Азии. Там это, прежде всего, относится к восточной пчеле Apis cerana, в ульи которых вторгаются шершни V. velutina и выносят из сотов расплод. Во Франции такой способ охоты, разумеется, еще не наблюдался. Сверх того, в медиа-средствах зачастую за V. velutina принимают обычного гигантского азиатского шершня V. mandarinia, нападающего на группы пчелиных семей.
Кроме того, каждый раз сообщается, часто необоснованно, о большой агрессивности вида в области гнезда. Jean Haxaire, один из лучших знатоков вида, разумеется, имеет своем саду семью этих шершней, где играют также и дети. До ужалений дело не доходило, но зато Haxaire имеет прекрасные фотографии. Вообще ужаление V. velutina сравнимо с ужалением нашего отечественного шершня, и таким образом для здорового крепкого человека не представляет никакой опасности.
Между тем, можно рассматривать V. velutina как составной элемент французской фауны. Научными же знаниями о возможном негативном влиянии его на местную фауну пока никто не интересовался. Если ульи с пчелами стоят в регионе, где имеется много шершней, они в порядке профилактики могут быть защищены простыми мерами. Так чтобы шершни не могли проникнуть в улей, нужно перекрыть леток улья перфорированным металлическим листом (или сеткой) с отверстиями диаметром около 5-5,5 мм. Кроме того, ветки или кусты перед прилетной доской могут мешать охоте шершня. Только лишь когда шершни массово нападают на улей – и только в этом случае – можно ходатайствовать перед специалистами о применении ловушек для защиты пчелиных ульев. Впрочем, существующая весной ловля молодых маток шершней также контрпродуктивна, так как исследования показывают, что вместо V. velutina в воронкообразную ловушку фактически попадаются лишь около одного процента этих шершней; больше всего в ловушки попадаются местные шершни. В результате говорят о установке программируемых избирательных ловушек. Паническая реакция на азиатского шершня или преувеличение опасности не должны оканчиваться выбором непозволительных форм борьбы, что может стать причиной сокращения видового разнообразия и отечественной фауны.
Rolf Witt
DBJ № 9/12
Пер. с немецк. В.Ефимов