Скудное безвзяточное время, но много пчел-сборщиц – теперь неосторожность при подкормке или при складировании меда и сотов легко приводит к хаосу на пасеке: пчелы нападают друг на друга. Плотность пчел и погода играют здесь так же свою роль. Можно ли что-нибудь сделать?
В большинстве случаев помочь может только пчеловод. Грабители нападают на другие семьи без предварительной подготовки. Если пчелы в теплое время года найдут «благоухающую ничью еду» (даже на расстоянии в 3 км), они воспользуются этим.
В июле положение бывает критическим: взяток уже не такой обильный, но лётные пчелы летают все еще по-прежнему активно. Пчелы отзываются на всевозможные запахи, они совсем не готовы отказаться от приманки.
Они пользуются в таком случае любой возможностью добыть хоть немного сладости, стараются «уговорить и других попробовать это угощение», и не один раз. Это означает, что пчеловод не должен вынимать никакие соты и не оставлять их снаружи, а при подкормке действовать быстро, соблюдая особую осмотрительность; должен герметизировать солнечную воскотопку, а с паровой воскотопкой нужно работать только в дождь или вечером после заката солнца.
Пчелы с середины июля больше «не доверяют» даже обильной подкормке, особенно при теплой солнечной погоде. Пчелы ненасытны, даже когда у них полным-полно запасов; даже получая подкормку «подозревают», что здесь все еще можно получить больше. Для этого используют феноменальную память и достаточную продолжительность жизни пчел-сборщиц, но это теперь больше не помогает. Они контролируют все, каждый улей и каждую щель.
Грабящие пчелы летают по-другому. Они ориентируются, прежде всего, на обоняние и на свою память. Чаще всего летают над знакомой местностью возле ульев; ищут, где пчеловод дотронулся своими липкими от меду перчатками, или где найдут щель в улей. Если не удастся с первого раза попасть куда надо, все повторяется снова. Но семью со слабой маткой, расплодный нуклеус для спаривания маток или семью с вновь посаженной маткой обворовывают легко. Таким же образом и больные семьи и семьи с серьезными проблемами варроатоза нужно защищать особо. Такие семьи не могут удовлетворительно защищать свой леток. Воровка может легко и быстро наполнить свой медовый зобик и с содержимым вернуться к себе домой. Минутой позже уже вся ее семья знакомится с находкой – и сюда их придет уже много.
В таком случае идет все должным образом: сначала действуют только одиночки, но чаще всего все имущество и побитая семья будут разграблены. В результате грабеж может охватить всю пасеку. Борьба идет у летка и много погибших. Пчелы становятся назойливыми, сильно летают вокруг и ведут себя очень агрессивно. Также при менее сенсационном грабеже в течение двух дней семья с 20-ю кг кормовых запасов оказывается полностью разграбленной. Естественно, грабители приобретают всех имеющихся в наличии клещей и других возбудителей заболеваний и также приносят к себе домой. Обычно разбойничают одновременно сильные семьи на пасеке. Наличие достаточного количества лётных пчел и расплода является стимулом для дальнейшего накопления.
В самом начале грабежа леток можно защитить решеткой. Тогда ворующие пчелы, привлекаемые обонянием, готовятся проникнуть в улей, но встречают затруднение в виде решетки: т.е. они настойчиво пытаются проникнуть, но не могут пройти. Так они начинают понимать, что здесь, несмотря на хорошие запахи, они ничего не смогут взять.
«Первая помощь», особенно отводкам, находящимся на точке, заключается в загораживании входа свежей травой. Длинную траву на пасеке скашивают и забрасывают ею летковую сторону. Это отбивает запах и охлаждает.
Также рекомендуется в экстренных случаях в качестве первого мероприятия использовать марлю (для окон), чтобы возле улья была особо сильно закрытая зона, чтобы невозможно было проникнуть через покрытие.
Липкий испачканный леток показывает: воровство уже прошло. Соты по большей части уже пусты. Только лишь засахарившийся мед еще остался. Но и сюда воровки будут постоянно возвращаться.
Если воровки добрались до матки, семью уже больше не спасти. Здесь поможет только лишь объединение с ворующей семьей. Посыпая пчел мукой можно обнаружить, какая семья грабит, или куда они улетают.
Если из какой-то другой пасеки, то начавшийся грабеж очень трудно прекратить. Сокращение летка поможет только лишь на короткое время, пока он не будет оставаться открытым. Также и заделка сеткой прерывает воровство не длительно, потому как грабеж свойственен пчелам и через сетку они выпрашивают корм (около дна или у леткового клапана). Грабеж (тихое воровство) продолжается.
Иногда помогает, если леток переставить или защитить так, чтобы это сильно мешало доступу, или сократить так, чтобы пройти могли только две пчелы одновременно. У семей, находящихся рядом с атакованными, летки должны быть так же сильно сужены. Любые осмотры семей в этом случае должны проводиться только лишь ранним утром или в вечерние часы, подкормка – только после окончания лёта. Борьба с грабежом требует много времени и труда. Обворовываемые семьи можно увезти, и пчелы-воровки отстанут, можно также снаружи широко имитировать дождь или град.
К этому добавим: поставьте на месте обворовываемой семьи пустой корпус или хотя бы дно с крышкой. Пчелы поймут, что здесь больше ничего хорошего не получат, и что все уже съедено. В другом случае попробуйте эти семьи поменять местами.
Обнаружив воровство на пасеке, рекомендуется обворовываемую семью немедленно перевезти вместе с ворующими пчелами на другое место вне радиуса лёта пчел (на расстояние 4 км), улей оставить и сразу же открыть. Воровки в таком случае оказываются очень дезориентированными и остаются в семье, которую грабили.
Естественно, можно также и семью-воровку в каком-либо другом месте поставить; разумеется, когда все пчелы вечером будут в улье. Правда, и там они иногда накидываются на другую семью грабить.
Иногда улей помещают в подвал, в хранилище сотов или в гараж и открывают крышку: пчелы летают большой массой в помещении хранилища. Здесь помогает то, что в помещении должно быть темно, тем самым пчелы не могут ориентироваться. Если это невозможно, можно из москитной сетки соорудить ограждение, чтобы пчелы не нашли новых путей. Вентиляционное отверстие хранилища должно быть защищено крышкой от воровства, однако пчел нужно время от времени выпускать наружу.
Пчелы должны иметь для выхода из темного помещения открытую дверь или окно, туда они впредь не пытаться проникнуть. Со временем воровство уменьшается и прекращается одно за другим. Если есть возможность распылять воду из «Росинки» на пути движения и на сражающихся пчел. Поверхность должна быть только лишь влажной, но не промокшей.
Если пчелы находят щели в углах или маленькие дырочки, это дает им доступ. Здесь всегда сплошной пчелиный слой, и если их обрызгать, пчелы становятся спокойнее. В таком случае опрыскивание водой действительно эффективно.
DBJ № 8/11
Пер. с немецк. В. Ефимов