УДК 595.7:591.53
Важно отметить, что обучение — способность видоизменять свое поведение ради достижения определенной цели в различных ситуациях — не сводится только к выработке условных рефлексов. В частности, много лет назад мы задались вопросом о том, способны ли пчелы при сборе нектара не возвращаться на недавно опустошенные цветки, с тем, чтобы не обследовать их напрасно в течение некоторого периода времени, пока нектар не выделился вновь. Этот тип обучения можно было бы назвать обучением методом проб и ошибок. Обучение всегда сочетается с врожденными видовыми правилами поведения, которые могут либо облегчать, либо затруднять этот процесс.
Цель нашей работы состояла в том, чтобы количественно сравнить поведение представителей трех пород (географических рас) пчел при сборе порции корма, рассредоточенной по нескольким искусственным цветкам (ситуация, моделирующая естественную).
В экспериментах участвовали среднерусская, или темная лесная пчела Apis mellifera mellifera, карпатская A. m. сarpatica и серая горная кавказская пчела A. m. caucasica.
В полевых экспериментах пчелам предлагали четыре искусственных цветка-кормушки, два с приманкой и два без приманки. Цветки располагали в ряд, чередуя те и другие через один (на расстоянии они были неотличимы). В поведении представителей разных пород пчел отмечены достоверные различия. Среднерусская пчела выбирала все цветки подряд, закономерно проверяя и цветки без приманки. Кавказская пчела была способна обучиться выбирать цветки с приманкой и не садиться на цветки без приманки. Карпатская пчела занимала промежуточное положение. Предполагается, что описанная задача могла бы стать косвенным индикатором породных качеств семьи пчел.
Ключевые слова: пчела медоносная, порода, фуражировочное поведение.
В.М.КАРЦЕВ
Московский государственный университет
им. М.В.Ломоносова
ЛИТЕРАТУРА
1. Мазохин-Поршняков Г.А., Карцев В.М. Изучение последовательности облета насекомыми нескольких равноценных пищевых объектов (к вопросу о стратегии их визуального поиска) // Зоол. журн. — 1979. — Т. 58. — № 9.
2. Мазохин-Поршняков Г.А., Карцев В.М. Особенности поискового поведения общественных и паразитических перепончатокрылых // Поведение насекомых. — М., 1984.
3. Плохинский Н.А. Биометрия. — Изд-во Моск. ун-та, 1970.
4. Kartsev V.M. Situational Choices among Alternative Visual Stimuli in Honeybees and Paper Wasps when Foraging // In: Cameron Malloy, ed. Honeybees: Foraging Behavior, Reproductive Biology and Diseases. — New-York: Nova Science Publishers (Nova Biomedical). 2014.
5. Frisch K. von. Der Farben- und Formensinn der Bienen // Zoologische Jahrbücher (Physiologie). — 1914. — B. 35.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Карцев Владимир Михайлович, науч. сотр. кафедры энтомологии биологического факультета, канд. биол. наук, e-mail:
COMPARATIVE STUDY OF THREE BEE RACES IN BEHAVIORAL EXPERIMENTS
V.M.Kartsev
In field experiments, honeybees visited four visually similar artificial flowers; two of them were rewarded (with sugar water) and two were unrewarded. The flowers were arranged in a row, interchanging them next but one (they are undistinguishable over a distance). In behavior of members of different bee races authentic differences were noticed. Apis mellifera mellifera did not learn to escape unrewarded flowers at all. Apis mellifera carpatica landed at unrewarded flowers less frequently. Only Apis mellifera caucasica statically significantly preferred rewarded flowers. It is suggested that the described task could become indirect indicator of breed character of bee families.
Keywords: Apis mellifera, honeybee race, foraging behaviour.