Позднее появление клеща может сделать любую успешную обработку в конце лета бесполезной. Исследования показывают, что реинвазия в регионах с высокой плотностью пчел оказываются явно больше.
Через налеты и через воровство пчел клещ может попадать из семьи в семью. Это, прежде всего, происходит в конце лета и осенью, когда заклещеванность семей увеличивается и в то же время поступление корма для пчел убывает. Когда уже в обработанные семьи клещи прибывают через воровство, эту важную проблему можно исправить. Клещи обнаруживаются в уже обработанных семьях и могут к концу лета даже восстановить популяцию, что может угрожать зимовке семей.
Наши исследования показывают, что если заклещеванность в октябре окажется свыше 6%, – что является предельно допустимой в смысле последствий ущерба, – то шансы для пчелиных семей в успешной зимовке падают.
В Земельном институте пчеловодства в Гогенгейме мы довольно подробно проверяли степень реинвазии с конца июля до начала декабря 2011 г. Мы проверяли, какое количество клещей обнаруживается в прежде обработанных семьях в ближайшей окрестности и до какой степени эти клещи могут увеличиваться вплоть до зимней обработки. В эксперименте мы держали в общей сложности 28 семей на двух пасеках в Южном Бадене, в регионе с самой высокой насыщенностью пчелами в Германии. Выбранные пасеки отличались числом пчелиных семей в пределах радиуса лёта пчел: одна пасека имела низкую плотность пчелиных семей в предгорьях Шварцвальда, а другая высокую плотность пчелиных семей в зоне зимовки семей в долине Рейна.
В начале эксперимента в июле мы все семьи обработали высокоэффективным акарицидом, так что они были почти свободны от клеща. Половина семей в течение всего периода эксперимента обрабатывалась акарицидом контактного действия, так что снаружи поступающие клещи тотчас же оказывались уничтожены. Эти клещи еженедельно подсчитывались в ульях на промасленной подложке. Другая половина экспериментальных семей во время эксперимента не обрабатывалась, так что клещи, поступающие снаружи, до завершения эксперимента в ноябре имели возможность размножаться. Наши результаты показывают, что в области с высокой насыщенностью пчелами, например, в долине Рейна в конце лета и осенью отмечалось свыше 1000 клещей на одну семью. Каждый раз даже на одном точке между семьями имелась очень большая разница в приносе клещей. Так что каждую неделю в одну семью привносилось около 110 клещей, в то время как в рядом стоящую семью пчелы приносили только 25 клещей. В семьях, долго не обрабатываемых, популяция клещей, – как сумма приносимых извне и размножившихся внутри, – с августа до конца октября увеличивалась на несколько тысяч на семью.
На точке, расположенном в предгорьях, с очень низкой концентрацией семей, наоборот, инвазия клещей была в четыре раза меньше, чем в долине Рейна. Заклещеванность даже у длительно необрабатываемых семей составляла всего лишь пятую часть. Ни в одной этой семье заклещеванность не достигала предельного уровня.
Итоги этого эксперимента покакзывают, во-первых, что если даже точное число привнесенных и размножившихся клещей ниже практического условия, то ущерб связаны друг с другом. Они убедительно показывают необходимость все пчелиные семьи в регионе обрабатывать от клеща своевременно, повсеместно и одновременно. Несомненно, ввиду возможной инвазии клещей рационально на всей территории сократить количество семей. Разумеется, это представляется нереальным, но можно перемещать медоносных пчел, как и других сельскохозяйственных животных, особенно когда стремятся заготовить мед отдельных сортов. Интенсивное разъяснение и обучение пчеловодов в настоящее время является тем путем к тому, чтобы смягчить проблему реинвазии.
Eva Frey
DBJ № 9/13
Пер. с немецк В. Ефимов