В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (Департамент ветеринарии) от 09.06.97 № 14 при перевозке пчел необходимо иметь при себе в качестве сопроводительного документа ветеринарное свидетельство Госветнадзора РФ по форме 1, которое оформляет продавец.
Изложенные ниже рекомендации относятся и к транспортировке.
Подготовку семей к перевозке лучше всего проводить вечером, когда закончится лет и пчелы соберутся в улье. Из него нужно удалить утеплительные подушки, а пустое пространство за вставной доской рекомендуется заполнить сотовыми рамками (лучше с более прочными коричневыми сотами). В улье тщательно закрывают все отверстия, кроме вентиляционных, исключив выход пчел наружу, особенно если предстоит перевозка по неровной дороге. Элементы конструкции улья стягивают скрепами или сбивают планками. При необходимости ящики пакетов сколачивают в батареи. Если батареи (или ульи) грузят на машину ярусами, последние перекладывают рейками для обеспечения циркуляции воздуха. Ящики пакетов и ульи в автомобиле необходимо надежно увязать и закрепить от перемещений. При размещении улья (ящика) на автомобиле ориентация рамок должна быть поперек направления движения, так как на практике более высокие перегрузки содержимое ящиков испытывает при боковой раскачке транспортного средства на неровностях дороги (по сравнению с продольными перегрузками при разгоне и торможении).
При подготовке к пересылке пакетов железнодорожным или авиатранспортом, а также с попутным грузом на крыше каждого необходимо наклеить этикетку с надписью: «Верх! Не переворачивать! Осторожно! Живые пчелы! Держать в тени при температуре не выше 25°С».
Прямое воздействие встречного потока воздуха на ящики (ульи) с пчелами должно быть исключено. Желательно, чтобы автомобиль, на котором планируют перевозить пчел, был хорошо загружен попутным грузом или балластом для смягчения перегрузок при движении.
Пчел лучше всего перевозить ночью или в пасмурный день (особенно летом). В этом случае практически исключается вероятность их гибели вследствие запаривания. Если приходится перевозить в дневное время, надо внимательно следить за температурой окружающего воздуха, вентиляцией, поведением пчел, а при необходимости принять меры по ее улучшению. В условиях солнцепека целесообразно прекратить движение транспорта и переждать где-нибудь в тени. При долговременном движении или длительной стоянке автомобиля с пакетами следует предотвратить опасное нарастание температуры, которое чаще всего отмечается в центральной зоне массива перевозимых пакетов. В этом случае их надо разгрузить, пчелам сотовых пакетов дать облететься, бессотовые затенить. При транспортировке в закрытом автофургоне за температурой необходимо следить особенно внимательно: при ее повышении в тени до 30°С пчелы могут погибнуть. Но даже при меньшей температуре соты размягчаются и под действием транспортных перегрузок могут оборваться (особенно светлые). Если в процессе перевозки пчелы приходят в возбужденное состояние, рекомендуем впрыснуть немного воды через вентиляционную сетку.
На заправочных станциях и в пунктах ДПС, учитывая особенности груза, связанные, по крайней мере, с опасностью для окружающих, перевозчик вправе рассчитывать на внеочередное и быстрое обслуживание.
Есть повод остановиться на очень важной проблеме. В «Наставлении по работе ДПС ГИБДД МВД РФ», утвержденном приказом МВД РФ от 20.04.1999 г. № 297, в разделе 3 «Задачи дорожно-патрульной службы» первым стоит – «сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства». В разделе 4 «Функции дорожно-патрульной службы» опять же на первом месте стоит – «Оказание … содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов».
Попробуйка, договорись с инспектором: в чем же, собственно, состоят специфические законные права и интересы пчеловода, в частности при перевозке пчел? Зато есть мнение уважаемых и весьма высокопоставленных, облеченных властью (и считающихся компетентными) должностных лиц, что законодательство в области пчеловодства нам не нужно. Другим цивилизованным странам закон нужен и он есть, а России, по их мнению, не нужен.
При перевозке пчел необходимо соблюдать особый режим движения. При проезде по дороге с хорошим покрытием скорость не должна превышать 60 км/ч, а положение транспорта-перевозчика и дистанция до впереди идущего автомобиля должны обеспечивать возможность плавного торможения в экстренных случаях. По дороге с поврежденным покрытием скорость и тормозные перегрузки выбирают такими, чтобы обеспечить плавное перемещение ульев с пчелами без резких толчков и тормозных перегрузок. Несоблюдение этих условий — причина обрыва сотов и, как следствие, гибель семей.
Участники перевозки должны иметь лицевые сетки и дымари, снаряженные и подготовленные к быстрому приведению в рабочее состояние. У сопровождающих лиц должна быть аптечка с седативными средствами для подавления последствий пчелоужалений в аварийных случаях.
Пакетных пчел во избежание слета на старое место следует увозить не менее чем за 1–2 км от первоначального их расположения (не путать с перевозкой семей в их собственных ульях, например, при кочевках, когда дальность перевозки должна быть не менее 3 км). Н.И.Кривцов, В.И.Лебедев, Г.М.Туников в учебнике «Пчеловодство» (2007) пишут: «Оптимальный срок перевозки пчелиных семей к опыляемым медоносным культурам — начало цветения. Если это сделать несколько раньше, пчелы рассеются по другим дикорастущим медоносам и долго не будут переключаться на основную опыляемую культуру. Не получают желаемого эффекта и при запаздывании с перевозкой. Таким образом, несоблюдение оптимальных сроков перевозки приводит к недобору меда (поскольку в первые дни цветения выделяется до 70% нектара), а также к низкой завязываемости семян».
Место для пасеки должно быть сухим, хорошо защищенным от господствующих ветров (постройками, декоративными или лесными насаждениями) в непосредственной близости от медоносов, цветущих уже в ранневесеннее время, а также по возможности не далее 2 км от массивов медоносных растений, цветущих в летний период. Площадку необходимо предварительно подготовить: очистить от мусора, расставить ульи для переселения пакетов пчел (по возможности в затененных местах), оборудовать поилку. В случае перевозки пакетов на небольшое, как указано выше, расстояние необходимо принять специальные меры для организации эффективного ориентировочного облета: прикрепить возле летков ветки, пучки травы и другие, четко выделяющиеся на местности и контрастирующие с ближайшим окружением предметы.
У пчел на пути к массивам медоносов не должно быть больших водоемов, близлежащих пасек, автомобильных дорог и железнодорожных путей с интенсивным движением, преодоление которых во время медосбора будет причиной массовой потери летных особей. Желательно, чтобы крупные соседние пасеки располагались на расстоянии более 3 км от ваших пчел, а расстояние до животноводческих построек было более 500 м. Нельзя размещать пасеку под высоковольтными линиями и на местности, которую могут затоплять паводковые воды.
Ульи целесообразно размещать над поверхностью земли не ниже 50 см с ориентацией летков на юго-восток, юг (существуют аргументы за то, что в определенных условиях свои преимущества имеет ориентация летков на север).
На достаточно густонаселенных территориях пасеку необходимо огородить глухим забором или сплошным живым кустарниковым забором. Высота ограждения должна быть не менее 2 м. Удобно размещать пчел на чердаке, в мансарде или в павильоне выше человеческого роста. Ульи ставят таким образом, чтобы после появления пчел над территорией исключить их случайную встречу с находящимися на ней людьми или животными. Указанные рекомендации спасают от нападения пчел только в случае использования миролюбивых пород. Если речь идет о метизированных и среднерусских пчелах, вопрос решается сложнее. При использовании злобивых пчел пасеку необходимо размещать на удалении не менее 300–500 м от жилищ, мест прохода людей и прогона скота.
В.Ю.ПОНОМАРЕВ, Н.Н.БАСОВ