Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 мед натуральный включен в Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования. Обязательная сертификация заменена обязательным декларированием. Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель и/или продавец удостоверяет, что поставляемая и/или продаваемая им продукция соответствует требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции.
Казалось бы, несущественные различия в процедуре оформления деклараций и сертификатов соответствия на самом деле содержат принципиально различный подход к определению лица, ответственного за качество продукции. Замена сертификатов соответствия декларациями соответствия прежде всего замечательна тем, что теперь четко определено лицо, ответственное за выпуск некачественной продукции, — это производитель, то есть тот, кто подписывает декларацию. Таким образом, производитель полностью принимает на себя ответственность за качество выпускаемой продукции.
Для оформления декларации соответствия согласно вышеназванному постановлению № 982 и Единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, соответствие меда натурального необязательно подтверждать на основании анализов аккредитованной лаборатории. Заявитель может представить документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям. Это ветеринарные свидетельства на мед и санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на производство.
Одновременно существенно возрастает роль удостоверений качества и безопасности продукции. СанПиН 2.3.2.1078–01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» обязывают производителя анализировать каждую партию выпущенной продукции в компетентных лабораториях по метрологически аттестованным методикам и отражать результаты испытаний в удостоверениях качества и безопасности. Однако только несколько крупных переработчиков меда пользуются услугами компетентных лабораторий.
Согласно постановлению Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 в случае выявления федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) несоответствия продукции установленным требованиям изготовитель/продавец, принявший декларацию о соответствии, обязан в 3-дневный срок сообщить о прекращении действия декларации в зарегистрировавший ее орган. Орган по сертификации на основании данного сообщения вносит в реестр запись о прекращении действия декларации и информирует об этом соответствующие управления федеральных органов исполнительной власти.
Остается непонятным вопрос о взаимоотношениях ветеринарной службы с перерабатывающими предприятиями. Правительство РФ 14 декабря 2009 г. приняло постановление №1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля». Постановление четко разграничивает функции Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Последний следит за качеством меда, поступающего с пасек на перерабатывающие предприятия и непосредственно в розничную торговлю. Такая продукция должна сопровождаться ветеринарным сертификатом. После поступления на перерабатывающее предприятие мед подконтролен Роспотребнадзору. Он контролирует качество и безопасность пищевых продуктов при их изготовлении, хранении, перевозке и реализации, а также соответствие упаковки, маркировки и информации для потребителя требованиям нормативной документации. Согласно СанПиН 2.3.2.1078–01 на каждую партию такой продукции оформляются удостоверения качества и безопасности на основании анализов компетентной лаборатории. Кроме того, производитель оформляет декларацию соответствия. Несмотря на то что Минздравсоцразвития РФ и Минсельхозу РФ поручено в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые и иные акты в соответствие с постановлением, это до сих пор не выполнено.
Ветеринарная служба по-прежнему требует от предприятий, перерабатывающих мед, заключать договоры на оказание ветеринарных услуг, взыскивает оплату за оформление ветеринарных свидетельств на каждую отгрузку фасованного меда, ветсанэкспертизу, ветсаноценку, исследования по ГОСТу и т.п. Весь поступающий мед уже в обязательном порядке сопровождается ветеринарными свидетельствами. Повторные надзорные и контрольные мероприятия ветслужбы при наличии контроля Роспотребнадзора, деклараций соответствия и удостоверения качества и безопасности не имеют смысла и приводят к удорожанию продукции, тем более что носят практически формальный характер.
Учитывая вышеупомянутые изменения, а также давно назревшую необходимость в пересмотре нормативно-технической документации на мед с целью гармонизации ее с международным и европейским стандартами, разработан проект нового ГОСТ Р «Мед натуральный. Технические условия». Первая редакция документа одобрена на заседании Технического комитета по стандартизации ТК 432 «Пчеловодство». Предлагаемая редакция стандарта существенно отличается от действующего в настоящее время ГОСТ 19792–2001 «Мед натуральный. Технические условия».
Определение меда натурального изложено в максимальном приближении к стандарту ЕС и международному стандарту. Очень важно указание, что стандарт распространяется не только на производимый, но и на реализуемый на территории России мед. Это позволит устранить неравноправное положение российского меда по отношению к импортируемому.
В проекте даны новое определение сотовому меду и впервые продукту «соты в меде». Устранена двусмысленность в понимании термина «ботаническое происхождение». Термины «падевый», «смешанный» и «цветочный» определены как виды меда. Цветочный мед может быть монофлорным и полифлорным, а ботаническое происхождение цветочного монофлорного определяется по доминирующему медоносу.
Изменены требования к физико-химическим показателям меда. Максимальный предел массовой доли воды должен быть не более 20%. Показатели, значения которых рассчитывались с пересчетом на сухое вещество, предложено указывать в абсолютных величинах. Так принято в стандартах практически всех стран и более понятно потребителям и пчеловодам. Массовая доля редуцирующих сахаров установлена на уровне не менее 65%. Введен показатель «массовая доля фруктозы и глюкозы суммарно»: для цветочного меда — не менее 60%, для падевого и смешанного — не менее 45%. Этот показатель более точно характеризует продукт, чем массовая доля редуцирующих сахаров. Он также косвенно подтверждает натуральность меда. Массовая доля сахарозы для цветочного меда — не менее 5%, с белой акации — 10%, падевого и смешанного — 15%.
Минимальный предел для диастазного числа установлен 8 ед. Готе, но для меда с белой акации — 5 ед. Готе. Однако при наличии гидроксиметилфурфураля (ГМФ) — не более 15 мг/кг меда.
Массовая доля ГМФ — не более 25 мг/кг меда. Сделана важная оговорка о том, что при положительной качественной реакции на ГМФ необходимо определять его массовую долю. Это позволит точнее оценивать качество меда при рекламациях.
Введены значения показателей для массовой доли нерастворимых в воде примесей, а также справочные показатели, которые могут помочь при возникновении разногласий в оценке качества меда. К ним относятся свободная кислотность, электропроводность и массовая доля пролина.
В проекте стандарта указано, что импортируемый в нашу страну мед натуральный должен удовлетворять требованиям российского стандарта по содержанию ГМФ и сроку хранения. Также отмечено, что в меде натуральном не должны присутствовать вещества, не свойственные его природному составу.
Требования к маркировке предусматривают, что вместе с наименованием продукта следует указывать вид меда, а ботаническое происхождение — по усмотрению изготовителя при наличии подтверждающих документов. Приведены допустимые отрицательные отклонения содержимого нетто от номинального количества при фасовке меда.
В разделе «Правила приемки» есть требование о том, что каждую партию меда необходимо сопровождать документом, подтверждающим качество и безопасность продукта, и протоколом испытаний. Сегодня это удостоверение качества и безопасности продукта. Если ранее в нем указывали результаты анализов, то теперь — только номер протокола испытаний компетентной лаборатории. Однако копии данных протоколов должны сопровождать каждую партию меда. Это необходимо для подтверждения достоверности испытаний.
Срок хранения герметично укупоренного фасованного меда предложено установить не более 2 лет со дня упаковывания; в плотно укупоренной таре — не более 1 года со дня проведения экспертизы.
Уведомление о разработке проекта национального стандарта размещено на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — http://gost.ru/wps/portal/pages.Notif.StandartAbout. Там же указан адрес, по которому можно запросить документ. Желательно, чтобы как можно больше заинтересованных специалистов включились в обсуждение этого проекта. Надеемся, что с учетом поступивших замечаний и предложений удастся создать современный стандарт, достойный нашей страны.
Т.М.РУСАКОВА
ГНУ «НИИ пчеловодства Россельхозакадемии»,
Е.Ю.БАЛАШОВА, А.С.ФАРАМАЗЯН
ООО «Аналитический центр “Апис”»