Прогресс в области пчеловодства — вещь небыстрая. И сегодня на небольших частных пасеках «пчеловодят» по заветам Шарля Дадана и дедов. Для хозяйств в 5–10 ульев это приемлемый вариант, но при желании развиваться и увеличивать количество семей приходится искать, а порой и изобретать технические решения, которые позволяют облегчить труд и эффективно обслуживать максимально большую пасеку минимальным числом работников.
В Общероссийской общественной организации (ООР) «Промышленные пчеловоды России» собрались как раз такие люди: мы придумываем и внедряем в жизнь новые технологии и инвентарь для пчеловодства. Уверены, что приемы, опробованные на больших пасеках, будут полезны и на небольших частных пасеках и сделают пчеловодство выходного дня более эффективным. Поэтому мы решили начать разговор о том, как работают на пасеках члены союза. В этот раз речь пойдет об опыте одновременной работы с кассетными павильонами и стационарными ульями в Тверской области.
Поскольку в нашей семье нет долгих традиций пчеловодства, я прошел путь, знакомый многим, кто начинал с нуля. Изначально купил три деревянных дадана на 12 рамок. Быстро пришел к выводу: ворочать такие ульи и даже их магазинные надставки дело непростое, без помощника никакого здоровья не хватит.
В тот же сезон приобрел медогонку и с ней набор старых ульев — распродавалась пасека. Прежний хозяин все мастерил сам (и, видимо, на глазок), поэтому рамки были помечены номерами, так как оказались неуниверсальными и подходили только к конкретному улью и его магазинным надставкам. Эти ульи я даже не пытался использовать, но сразу стало понятно: для быстрой и четкой работы важна максимальная унификация, а также типовой и инвентарь, пригодный для ремонта.
В середине лета своего первого сезона я изучил варианты и выбрал для дальнейшего развития пасеки многокорпусные 8-рамочники на магазинной рамке 145 мм. Поскольку в даданах уже было много отстроенной магазинной суши, быстро сделал несколько корпусов и посадил туда отводки. Работать с ними показалось более комфортно, зимовка и весеннее развитие прошли успешно. Быстро соорудил корпуса, закупил пакеты пчел и к окончанию сезона пасека увеличилась более чем на 30 семей, находившихся в самодельных облегченных ульях.
Однако в планах было переходить на промышленные масштабы. При отсутствии помощников и даже возможности их нанять (вечная проблема с кадрами в глубинке) важно было максимально оптимизировать рабочий процесс. Мои многокорпусные самоделки сыграли обучающую роль, встал вопрос о закупке типового инвентаря для создания полноценной профессиональной пасеки, на доходы от которой можно жить. Из литературы и видео стало понятно, что один человек может обслуживать 120–150 семей, в моих условиях это практически минимальная рентабельность. Но даже идея поднять и опустить такое количество крыш на ульях любой конструкции только ради одного осмотра не казалась очень привлекательной. И тут на помощь пришли кассетные павильоны «Берендей».
До этого павильоны производились для систем рута и дадана, однако верный принципу унификации попросил подготовить дадановский вариант павильона под полурамку, что и было сделано. В итоге были приобретены два павильона (условно на 48 и на 72 семьи). Они дополнили пасеку. Так появилась возможность сравнить опыт содержания пчел в павильонах и обычных ульях в одних и тех же условиях.
О павильонах «Берендей». Это тот случай, когда изобретение по-настоящему русское. Павильоны «Берендей» с 2005 г. производит в Тверской области пчеловод Андрей Юрьевич Горячев.
За эти годы «Берендеи» разъехались по стране и за ее пределы по бывшим республикам Советского Союза. Самый старый павильон на чужой пасеке успешно работает уже 15 лет. Сегодня производится 20– 30 павильонов в год. Существует рынок павильонов бывших в употреблении, некоторые из них приезжают на починку и профилактику к создателю. Есть и изрядное количество подражателей.
«Берендеи» производятся на рамке дадан, рута, полурамке (145 мм) и различаются по вместимости (от 16 до 72 семей). На точке павильон устанавливают на четырех телескопических стойках на высоту около 40–50 см, операцию можно выполнять в одиночку.
Почему при описании вместительности павильонов я добавил слово «условно»? Технически в каждой стойке 15 кассет для полурамки и 14 летков. В нашем регионе не бывает бурных дневных приносов, поэтому для работающей на медосборе семьи достаточно пяти кассет, из которых две занимает гнездо. С такой рассадкой в моих павильонах действительно помещаются 48 и 72 семьи. Однако если нужно сделать много отводков для подготовки пакетов, то высоту стойки можно делить под свои задачи. В результате вместимость повысится.
Мобильность пасеки. Конструкция «Берендеев», безусловно, заточена под удобное перемещение пасеки. Павильон можно поднимать на высоту до 150 см — под него спокойно заходит платформа для перевозки. При этом габариты позволяют перевозить павильоны как груз без оформления дополнительных документов.
На северо-западе России кочевка кажется не очень актуальной, но на самом деле все не так просто. Во-первых, надолго заброшенные земли сейчас снова начинают обретать хозяев и обрабатываться. Но, увы, пчеловодам — преимущественно под картошку и корма. На зарастающих деревьями полях другие проблемы: когда-то активно цветущие земли перестают быть привлекательными для пчеловодства.
Во-вторых, подготовка места под пасеку, допустим, в 50 ульев — большая работа: найти площадку, выкосить ее, сделать подставки под каждый улей, расставить их, огородить от животных. Можно все привезти на прицепе, но тогда нужна охрана, иначе прицепа можно лишиться. А компактный павильон на опорах намного легче вписать в окружающую действительность. Так что возможность переместить пасеку одним махом — важная и удобная опция. К примеру, поставил один павильон не самым удачным образом с точки зрения защиты от зимних ветров. Весной по глубокому снегу было неудобно, но к следующей зимовке обязательно переставлю под прикрытие ивняка.
Зимовка. Вне павильона пчелы у меня зимуют на точке. Однако у такого подхода есть свои минусы, прежде всего, наведывающиеся звери: то куница побеспокоит пчел, то дятел долбит ульи, то мыши норовят внутри построить свои гнезда. Из-за таких проблем некоторое количество семей было потеряно.
Павильон по сравнению с ульем лучше защищен. Поэтому перед зимой работы с ним совсем немного. Во-первых, поднять повыше на опорах, чтобы мыши по снегу не могли до него долезть. Во-вторых, защитить стороны с летками от птиц. Некоторые пчеловоды для этого используют фанеру, но я обхожусь более легким и удобным фольгоизолом, который просто прикрепил степлером. Работа быстрая и не тяжелая. Этот же материал можно использовать в следующем году. Такая защита способствует и лучшей вентиляции семей через летки, создавая вертикальный поток воздуха.
Прозрачные стенки ульев внутри павильона и удобный доступ изнутри позволяют следить за перемещением клуба, состоянием семьи и количеством подмора без риска потревожить ее снятием крыши.
По опыту первой зимовки (30 октября 2021 — 23 марта 2022) явно вижу разницу между ульями и павильонами. В первом случае значительно выше расход кормов, несколько средних семей вообще не пережили длительные морозы. Вертикальная организация кассетной стойки в павильоне позволяет размещать даже слабые 4-рамочные отводки над семьями, и морозы на них никак не влияют.
Наблюдение без вмешательства. Возможность постоянного наблюдения за семьями без вмешательства в их жизнь — полезная опция не только в зимний период. Владельцы большого количества ульев вынуждены прибегать к выборочному осмотру отдельных семей — и чтобы меньше тревожить пчел, и по причине нехватки времени. Даже беглый проход внутри павильона позволяет определить как общее состояние пасеки, так и отклонения в развитии отдельных семей в сравнении с соседями. Такой осмотр очень ценен для начинающих пчеловодов, которым необходимо почаще наблюдать за состоянием пчел, чтобы понимать смысл своих действий.
Рабочий процесс. Все знают, что работа на пасеке — это множество действий с немалым количеством инвентаря. Передвигаясь по пасеке, невольно выполняешь программу в 10 тыс. шагов. Да и времени все отнимает немало. Работа в павильоне значительно сокращает трудовые затраты за счет того, что все процессы происходят на небольшом пятачке внутри. При этом ширины прохода достаточно: вмещаются и лестница для действий с верхними кассетами, и столик.
Благодаря глухой крыше летом павильон сильно не нагревается. В июльскую жару 2021 г. я открывал дверь и окно с пчелоудалительной сеткой на противоположном торце, получалось достаточно комфортно. В плохую погоду крыша над головой становится очень важным преимуществом, для работы подходит любой день. Кассеты с рамками, разделительные решетки и донья легко вынимаются и вставляются обратно по полозьям. Дополнительно можно купить пыльцесборники, под которые есть место в павильонной конструкции, что я и сделал.
Вообще видно, что создатели павильонов сами с ними работают, потому что продуманы даже мелочи. К примеру, кассеты из павильонов удобно ставить друг на друга при транспортировке рамок для откачки и при хранении меда. А расстояние между стенкой павильона и кассеты рассчитано до миллиметра, чтобы пчелы не захотели его застроить, и пластик остается прозрачным.
Подкормка. На стационарной пасеке дать пчелам нужное количество сиропа в период осенней подкормки — целая проблема. В классических недорогих ульях требуется, как минимум, снять крышу и потолочное утепление. Ульи из ППС и ППУ со штатными потолочными кормушками значительно дороже и без снятия крыши там тоже не обойтись. Все это затрудняет работу без помощника. Актуальная проблема в нашей местности — зависимость от осадков и ветра. В последние годы медосбор продолжается до конца августа, и пчелы приносят очень много пади. Приходится начинать подкармливать их чуть ли не в начале сентября, когда погода уже нестабильна.
В павильоне все намного удобнее. Прозрачные 5-литровые кормушки навешиваются на стенку внутри павильона, чтобы контролировать количество взятого сиропа, не требуется тревожить семью. Заглянув в павильон, сразу можно понять: кому надо добавить сиропа, а кто еще не справился с задачей.
На пасеке А.Ю. Горячева в лучшие годы содержалось 1000 семей, при этом обсуживают ее два человека. Мне, конечно, до таких объемов далеко, эти цифры привожу как показатель оптимизации времени и сил пчеловода. У каждого свой опыт, но вряд ли кто-то из тех, кто не пользуется павильонами, может похвастаться такими стахановскими темпами. И не обязательно наращивать пасеку до таких размеров, в нашем регионе многие берут один павильон по программе грантовой помощи сельскому хозяйству. То есть эта технология применима для разных целей: как для промышленного пчеловодства, так и для пасеки выходного дня.
Д. ШАРАПЕНКО
ООР «Промышленные пчеловоды России»