Критические замечания в адрес заводов, изготовляющих ульи, — не редкость (ж-л «Пчеловодство» 5, 2002). Многие пчеловоды самостоятельно устраняют недоделки, совершенствуют конструкцию ульев.
♦ Приходится подгонять фальцевые соединения всех корпусов.
♦ Для удобства переноски ульев можно снабдить их ручками, нижний корпус и дно соединять замками.
♦ В корпусах в местах соединения досок нет металлических уголков, из-за этого под воздействием атмосферных осадков ульи деформируются, образуются щели, а при перевозке пчел появляется опасность их массового выхода.
♦ Заводские летковые вкладыши не позволяют регулировать ширину прохода пчел и уменьшать в зимний период летки, чтобы через них не проникли грызуны. Приходится самим изготовлять подвижные заградители.
♦ В каждом корпусе есть цилиндрические летки, закрывающиеся конусообразными деревянными пробками. Для перевозки пчел они не годятся. Нужно приспособление, которое позволило бы регулировать диаметр летковой щели, а в случае необходимости закрывать ее полностью.
♦ Подкрышник при перевозке не обеспечивает необходимой вентиляции пчелиной семьи. Нужно, как минимум, в два раза увеличить его высоту и закрыть сверху сеткой с ячейками 2,5x2,5 мм. Заводские конструкции оснащены кочевой сеткой с ячейками 3,9х3,9 мм, и многие пчелы при попытке проникнуть через них застревают и гибнут.
♦ Крыша улья недостаточно широка, а сетка устанавливается неточно. Поэтому в имеющиеся щели свободно проходят не только пчелы, но и другие насекомые.
♦ Многокорпусные ульи компактны и занимают меньше места в кузове автомобиля. Их существенный недостаток — при дождливой погоде вода стекает с крыши улья по углам корпуса и просачивается внутрь через подкрышник. Подушки, холстики и стенки улья полностью намокают. На углах крыши делаю водоотводы, которые защищают корпус от попадания влаги вовнутрь.
♦ Прилетные доски необходимо установить в каждом корпусе улья.
♦ Ульи нужно делать из сухого материала — в противном случае в корпусах всегда образуются щели.
А.И.ГАПРИНДАШВИЛИ
Грузия, г. Тбилиси