Зимовка не случайно считается главным испытанием для пчеловода. Если за весенне-летние ошибки он поплатился недобором меда, то за зимние — нередко потерей семьи. Но при наличии необходимого количества качественного, правильно расположенного корма и здоровой кондиционной семьи исход зимовки зависит только от температурно-влажностного режима в улье, во многом определяемого устройством вентиляции, степень которой в отличие от вышеперечисленных параметров сложно оценить визуально. При этом как недостаточная, так и избыточная вентиляция могут привести к одинаковым результатам: опонашиванию и гибели семьи.
Недостаточная вентиляция, что часто наблюдается у малоопытных пчеловодов, укутывающих ульи и чрезмерно сокращающих летки, ведет к появлению сырости, плесени и закисанию меда. Другая крайность — излишняя вентиляция. Предлагаемые варианты ее улучшения через верх улья: отгибание холстиков, пенопластовые потолки с просветом у задней стенки, закрытым сеткой, различной формы тоннели, применение шлангов и так далее — допустимы в теплом зимовнике (при соблюдении температурно-влажностного режима).
При зимовке в приспособленном помещении или на воле пчелы будут компенсировать дополнительную потерю тепла, вызванную такой вентиляцией, поеданием корма, что ведет к более быстрому старению организма и увеличению каловой нагрузки. Известно, что сухой неперевариваемый остаток меда составляет примерно 1% от съеденного корма. То есть если семья пчел за безоблетный период потребила, к примеру, 10 кг меда, это дает 100 г сухого остатка, что при оптимальной влажности 85% составит приблизительно 700 г. Если сила семьи, например, 8 улочек (численность 20 тыс. пчел), то каловая нагрузка на одну пчелу составит 35 мг.
Сторонники экстремальной зимовки на воле в качестве недостатка обычно указывают лишь экономический ущерб от дополнительно съеденных 3–4 кг меда. Но главный минус в том, что это увеличит каловую нагрузку каждой пчелы на 10–14 мг, что уже близко к критическому значению — 43 мг. Это для полноценной семьи на 8 улочках!
Но по данным исследований каловая нагрузка приблизительно обратно пропорциональна силе семьи. То есть для семьи силой 4 улочки она будет вдвое выше и достигнет критического значения уже в середине зимовки, а для 6 улочек — в конце зимовки, тем более что в этот период потребление корма резко возрастает для повышения температуры и выкармливания появившегося расплода. Этим, кстати, объясняется и большое количество подмора в средних по силе и особенно слабых семьях, где каждая особь испытывает большую нагрузку. Итак, тепло надо максимально сберегать в первую очередь не из-за экономии корма (что тоже немаловажно), а ради сбережения жизненного ресурса пчел.
При поедании 10 кг меда выделится около 7 л воды в виде пара (в энциклопедии Рута приведены результаты исследований профессора Э.Ф.Филипса: при потреблении 1 л меда (1,4 кг) выделяется 1 л воды), которую необходимо удалить из улья. Этого можно добиться только за счет воздухообмена с окружающей средой. Но ощутимая вентиляция возможна лишь при наличии в улье двух отверстий, а ее интенсивность зависит от их размеров и взаимного расположения. Собственно, верхний леток в дополнение к нижнему и был предложен Л.Лангстротом и К.Миллером для удаления влаги из улья. Один леток не сможет обеспечить достаточной вентиляции, и процесс сведется к внутриульевой конвекции с конденсацией влаги (в виде капелек воды или инея) на стенках и особенно дне улья.
Кстати, несколько слов о так называемом «феномене» дупла. Некоторые авторы так им увлечены, что сообщают даже диаметр идеального дупла (30 см), чтобы клуб зимующих пчел соприкасался со стенками дупла, «запирая» тепло над собой. Вместе с влагой! Природа мудра, она не выдерживает размеров и формы — горизонтальное сечение полости дупла достаточно условно можно считать кругом, ограниченным ломаной линией, то есть между стенками дупла и клубом пчел всегда найдутся проходы для движения остывающего влажного воздуха вниз, в бездонное по сравнению с ульем «подрамочное» пространство.
Углы улья скорее не недостаток, а преимущество, так как они обеспечат тот же эффект даже мощной семье, соприкасающейся со стенками (или вставными досками). Кроме того, при понижении температуры, а конденсация начинается при охлаждении до точки росы, клуб может сжиматься лишь по вертикали и вдоль улочек (поперек не дадут соты), принимая дынеобразную форму, что обеспечит прохождение воздуха вниз у передней и задней стенок (при холодном заносе).
Чтобы при организации вентиляции руководствоваться не умозрительными заключениями, а реально представлять движение воздушных потоков в улье, достаточно провести несложный опыт. Поставьте разведенный дымарь в пустой улей, накрытый стеклом. Струя теплого дыма поднимается вверх до стекла, растекается в стороны и начинает опускаться вниз, заполняя пространство улья сверху вниз. Сдвинув стекло у задней стенки, будем наблюдать выход теплого дыма даже при закрытых летках, открытие которых его усиливает. Это наилучший вариант по удалению влаги, но наихудший по теплосбережению.
При закрытом стекле и одном открытом летке (любом) вентиляция будет явно недостаточной. При обоих открытых летках и небольшой струе из дымаря дым выходит из верхнего летка, а свежий воздух входит через нижний. Легко имитировать и афинский вариант зимовки с сеткой вместо дна. Достаточно накрыть дымарь перевернутым ульем, поставленным на кирпичи. Дым выходит спокойно по всему периметру, отдав тепло улью. Однако даже слабое дуновение ветра многократно усиливает «вымывание» дыма из улья вместе с теплом.
Задуматься о важности вентиляции при зимовке заставил случай в одну из моих первых зимовок лет 30 назад. Как, наверное, любой начинающий пчеловод, печатное слово воспринимал как непреложную истину. Начитавшись публикаций о преимуществах зимовки на воле, составил несколько ульев в два ряда вплотную друг к другу. При этом у одного из них оторвалась прилетная доска. Стучать молотком в это время даже начинающему пчеловоду вряд ли придет в голову, тем более зимой прилетная доска не нужна. Закрыл ульи щитами, засыпал листвой, а позднее завалил выпавшим снегом.
В январе прошла оттепель (что у нас не редкость), снег растаял. Затем ударили 30-градусные морозы с сильным ветром. Весной, при пересадке семей, оторопел, увидев землю сквозь дно улья. Оказалось, прилетная доска была продолжением дна и у передней стенки образовалась щель шириной с ладонь. К моему удивлению, пчелы прекрасно перезимовали в этом улье, а в остальных уцелели, но картина была удручающей: крайние рамки вросли в лед вместе с кормом и частью пчел, дно было усыпано толстым слоем мокрого, покрытого плесенью подмора.
Какие же практические выводы можно сделать из вышесказанного? Придерживаюсь следующего мнения. При сборке семьи в зиму следует устраивать глухой потолок, большое подрамочное пространство, способное нивелировать ошибки, допущенные при организации вентиляции, оставлять два полностью открытых летка. Размер верхнего летка при подготовке к зиме определили сами пчелы при прополисовании, а через нижний — не войдет холодного воздуха больше, чем выйдет теплого через верхний. Лучше, если вместо верхнего летка использовать вентиляционные отверстия в задней стенке, расположенные чуть выше нижнего летка.
По моему мнению, популярное изречение о том, что пчелы боятся сырости, а не холода, верно лишь наполовину. Оптимальная вентиляция должна обеспечивать максимальное удаление избыточной влаги при минимальных потерях тепла.
Даже убежденные сторонники зимовки на воле оговаривают ряд условий: забор от ветра, навес от осадков, индивидуальное или групповое утепление — но ведь это путь к помещению. Зимовку на воле можно рекомендовать в местностях со стабильным высоким снежным покровом.
И.А.РЯЗАНЦЕВ
Саратовская обл.