Существуют различные мнения по поводу зимовки пчел. Одни ученые считают, что ее лучше проводить на воле, другие — в помещении. А.Ю.Мордвинов, И.С.Пичушкин и С.И.Пичушкин (2004) утверждают, что при организации промышленного пчеловодства при продолжительной зимовке постройка подземного зимовника будет обязательна, так как обеспечит наиболее выгодное ведение хозяйства. Так, в их работе весной наилучшие результаты показали семьи, содержащиеся в земляном погребе при относительно стабильной температуре и влажности. Расход корма в них был минимальным, и они ослабели всего на 7,6%.
Г.Д.Елфимов (2005) считает, что основное преимущество зимовки пчел на воле заключается в том, что они находятся в естественной среде обитания и совершают ранний очистительный облет. В его исследованиях семьи, зимовавшие в зимовнике, имели нагрузку заднего отдела кишечника к моменту выставки 60–65 мг, а при зимовке на воле к предоблетному времени этот показатель колебался от 35 до 40 мг.
Отмечалось раннее развитие семей, причем высокими темпами, что в конечном счете положительно сказывалось на продуктивности всей пасеки. Н.Кокорев, Б.Чернов (2006) также утверждают, что зимовавшие на воле семьи энергичны, отличаются высокой активностью и летной деятельностью. В условиях беспрерывного взятка они собирают меда больше, чем семьи, проводившие зиму в помещениях.
Мы решили изучить и сравнить эффективность разных способов зимовки в условиях Удмуртской Республики.
Удмуртия расположена в умеренно-континентальном поясе с продолжительной холодной многоснежной зимой и коротким теплым летом. Среднегодовая температура воздуха 2,5°С. Относительно короткое лето (с конца мая до третьей декады августа) сменяется прохладной осенью с постепенным падением температуры к началу ноября. Длительность холодного периода 165–175 дней (температура воздуха ниже 0°С); средняя температура 14–16°С.
В сентябре 2006 г. на пасеке Завьяловского района Удмуртской Республики сформировали две группы семей-аналогов среднерусской породы (по 10 в каждой). Контрольная группа зимовала в зимовнике полуподземного типа, а подопытная оставалась на воле. При подборе семей учитывали: толщину стенок улья, силу семьи (число улочек), количество корма на зимний период, возраст матки, число рамок в гнезде. Ульи подопытной группы дополнительно не утепляли снаружи, только засыпали снегом. Контрольную группу выставили из зимовника 25 марта. Пчелы подопытной группы облетывались в первые солнечные дни. Семьи обеих групп вышли из зимовки весной без потерь.
При первом осмотре определяли силу семей, их продуктивность (табл. 1).
Результаты исследований показали следующее: сила семьи подопытной группы была больше, чем в контроле, на 11,8% (td=1,7); расплода при первом осмотре было больше на 17,1%, чем в контроле (td=4,6; Р>0,999). Однако расход корма на одну семью в подопытной группе превысил этот показатель контрольной группы на 9,8%, но разница несущественна (td=1,95).
В дальнейшем мы определяли товарную и валовую медопродуктивность, а также число отстроенных пчелами рамок с вощиной в обеих группах. Основной медосбор был с липы и длился с 9 по 21 июля. Максимальный привес контрольного улья пришелся на 13 июля.
Как следует из данных таблицы 2, семьи подопытной группы превысили по изучаемым показателям семьи в контроле: товарная медопродуктивность была у них выше на 29,9% (td=4,1); валовая — на 14,5 (td=3,6); они отстроили рамок с вощины на 10,8% (td=1,9) больше.
Таким образом, результаты наших исследований показали, что в Удмуртии зимовка пчел на воле под снегом проходит успешно и может быть рекомендована пчеловодам-практикам.
А.И.ЛЮБИМОВ, С.Л.ВОРОБЬЕВА
Ижевская ГСХА