При изучении процесса акклиматизации медоносной пчелы возникает ряд трудностей, вызванных большой специфичностью данного зоологического вида [2, 4]. Во-первых, его нельзя в полной мере отнести ни к диким, ни к одомашненным животным. Во-вторых, эусоциальность пчел усложняет иерархию уровней биологической организации, а следовательно, и структуру происходящих адаптационных процессов (в сравнении с животными, способными вести одиночный образ жизни). На практике это выражается в противоречиях между природным и технологическим аспектами исследований. Акклиматизация вида, как явление, должна проходить без вмешательства человека, но медоносную пчелу завозят на новую территорию в ульях, что уже предполагает в дальнейшем определенное участие экспериментатора.
В умеренном климате жизнедеятельность пчелиной семьи состоит из чередующихся периодов активности и пассивного состояния, соответствующих теплому и холодному времени года. В летний период количество пчел обычно в несколько раз превышает зимнюю численность. Такой сезонный ритм позволяет семье экономно расходовать корма во время зимовки, создавать их большие запасы в период главного медосбора, а также отпускать жизнеспособные рои, оставляя материнской семье высокие шансы на выживание. В соответствии с изменениями численности пчел технологический цикл обычно предусматривает с весны по мере роста семьи расширение гнезда, в конце весеннего развития — формирование искусственных отводков, осенью — сокращение гнезда.
При освоении пчеловодством новых территорий основные элементы технологии содержания пчелиных семей, как правило, сохраняются. Манипуляции с объемом пчелиного гнезда в течение активного сезона помогают пчелам оптимизировать энергетические затраты на поддержание необходимого микроклимата в жилище, но в то же время они могут влиять на ряд этологических, физиологических и других аспектов жизнедеятельности семьи, создавая препятствия для ее натуральной адаптации. Искусственное отделение части пчел и расплода от основной семьи, как и принудительная смена матки, представляет собой вмешательство в естественный ход процессов, происходящих в семье. Вместе с тем целесообразность отка- за от того или иного технического приема в отношении пчелиных семей, которые проходят процесс акклиматизации, не всегда очевидна.
Наши исследования проводятся на дальневосточных пчелах, завезенных в 1991 г. из Приморского края в юго-восточную часть полуострова. Пчелы содержатся в стандартных двухкорпусных ульях.
Поскольку на Камчатке низкие среднесуточные температуры отмечаются на протяжении всего активного периода, в первые несколько лет после завоза пчел увеличение или сокращение объема гнезда проводилось согласно изменениям силы семьи (от 6–7 до 18–24 рамок). Не обсиживаемые или мало обсиживаемые пчелами соты извлекали из улья при ближайшем осмотре. Зимовка проходила в подземном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.
В эти годы отмечался очень высокий уровень ройливости. В роевое состояние в течение одного сезона могло приходить до 100% семей. Период закладки маточников длился в течение июля и августа. Остановить роевой процесс не удавалось ни одним из известных методов. Технологическая схема, позволяющая обеспечить готовность семей к медосбору и в дальнейшем исключающая роение, была разработана только к 1999 г. [1]. Она основывалась на удалении из семьи старой матки и выращивании молодой из свищевого маточника под контролем пчеловода. Эту операцию необходимо проводить до основного взятка. Схема позволяла осуществлять групповой подход в обслуживании пчелиных семей и успешно применялось в течение трех лет. Тем не менее ее использование требовало больших затрат рабочего времени.
С 2002 г. мы начали работу по упрощению технологии содержания, то есть исключили часть операций и сократили число необходимых осмотров. Пчелиные семьи содержали на расширенных гнездах круглогодично. Зимовка проходила на воле под снегом. В зиму шли семьи на 18–20 рамках. К середине основного медосбора число рамок увеличивали до 24, в отдельных случаях на второй корпус временно устанавливали надставку. Искусственной смены маток не применяли. Пчелиные семьи размножались естественным путем. Обычно после выхода первого роя все маточники в отроившейся семье удаляли. Рои размещали в одном корпусе, а в следующем году гнездо расширяли до двух корпусов.
Исследования до 2006 г. показали снижение жизнеспособности и продуктивности пчелиных семей из-за затрудненного газообмена клуба во время зимовок на воле в условиях мощного снежного покрова [3]. После доработки метода зимнего содержания пчел под снегом состояние семей постепенно нормализовалось, а в последние годы их рабочая активность значительно превосходит многолетний уровень. При этом обнаруживаются некоторые изменения в их годовом биологическом цикле.
Ранее число пчел в семьях после зимовки редко превышало 20 тыс., а к концу июля семьи наращивали до 40–60 тыс. особей и более. С осени 2008 г. отмечается относительно небольшое снижение численности пчел в осенне-зимний период. В среднем основные семьи в мае насчитывали 24,5–27,9 тыс. пчел, а наиболее сильные — свыше 35 тыс. (рис.). Но во время главного медосбора сила семей сходна с силой предыдущих лет, то есть уменьшилась внутригодовая амплитуда показателя. При этом в уровне воспитательной активности принципиальных изменений не наблюдалось, а средняя медовая продуктивность значительно увеличилась.
Ройливость семей намного снизилась. В годы с относительно обильным весенним взятком в течение сезона роятся около 20% семей. В случае холодного начала лета и позднего главного медосбора данный показатель может достигать 50%. В основном это семьи, имеющие с весны более 25 тыс. особей. Они входят в роевое состояние до наступления основного медосбора. Если после выхода первого роя маточники не удаляли, семья отпускала еще до 2 роев и слабела до 1,5–2 кг пчел. Однако такие семьи обеспечивали себя достаточным количеством меда для зимовки и весеннего развития, хотя восстановление их силы до среднего уровня происходит только в следующем активном сезоне. В последующие 2–3 года они, как правило, не роятся. Семьи, в которых в мае было меньше 25 тыс. особей, роевой инстинкт проявляют очень редко. Часть семей, заложив маточники, через 10–12 дней их уничтожает и продолжает работать. Сезон роения проходит приблизительно в течение 3 недель в июле. Иногда от 2–3 семей образуются большие свальные рои, которые дают товарный мед.
Необходимо отметить, что при содержании пчел в зимний период в помещении на сокращенных гнездах имеющихся запасов в улье было достаточно для осенне-зимне-весеннего потребления. Случаев гибели семей от голода не наблюдалось. Для проведения зимовки на воле требовалось увеличение запасов корма, оставляемых в улье. Но часть семей после окончания основного взятка и отбора товарного меда медленно брала сахарный сироп из кормушек, несмотря на большое число свободных сотов. В последнее время кормообеспеченность удалось увеличить с 16,2 кг (2001 г.) до 28,7 кг (2010 г.). Рост показателя не следует отдельно рассматривать как основной фактор, который вызвал повышение жизнеспособности пчел. Эти два аспекта менялись почти синхронно, вероятно обусловливая друг друга.
Очевидно, произошедшие изменения в годовом цикле пчелиной семьи носят адаптивную направленность. Наблюдения последних лет указывают на то, что в камчатском климате с коротким летом и нестабильной погодой наибольшее количество меда собирают семьи, имеющие высокую численность пчел после зимовки (более 30 тыс. особей). В периоды отсутствия или недостаточной секреции нектара растениями они воспитывают небольшое количество расплода и умеренно увеличивают его выращивание при наступлении медосбора. Таким путем, повышая сохранность пчел и медленнее потребляя кормовые запасы, пчелиная семья рационально расходует свою биологическую энергию. При этом она остается способной быстро увеличивать активность по сбору нектара и достаточно эффективно использовать любой тип медосбора (включая короткий весенний взяток с ивы).
Данные особенности проявились после перехода на круглогодичное содержание семей в двух корпусах. Не менее важными факторами явились отказ от формирования искусственных отводков и принудительной смены матки, а также зимовка на воле. Таким образом, снижение технологического воздействия на пчелиные семьи способствовало увеличению их адаптивности.
Вопрос о цикличности роения семьи и необходимости вмешательства в роевой процесс на поздних этапах пока остается неизученным.
П.П.СНЕГУР
Камчатский филиал ФГБУН
«Тихоокеанский институт географии ДВО РАН»
Аннотация:
Рассматривается проблема технологии содержания пчел при акклиматизации медоносной пчелы на новых территориях. На Камчатке содержание пчелиных семей круглогодично в двух корпусах на воле, а также отказ от формирования искусственных отводков и смены матки, как средств предупреждения роения, способствовали значительному увеличению средней силы семей в начале активного сезона, снижению их ройливости и увеличению медовой продуктивности.
Ключевые слова:
акклиматизация медоносной пчелы, технология содержания, сила пчелиной семьи, объем гнезда, адаптивность семьи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Снегур П.П. Особенности содержания пчелиных семей на Камчатке // Пчеловодство. — 2004. — № 2.
2. Снегур П.П. Акклиматизация медоносной пчелы — экологическое понятие // Пчеловодство. — 2004. — № 5.
3. Снегур П.П. Зимовка пчел под снегом на Камчатке // Пчеловодство. — 2012. — № 2.
4. Филь В.И., Транбенкова Н.А., Снегур П.П. К теории и практике акклиматизации некоторых животных на Камчатке. Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей: Докл. VIII Междунар. науч. конф. — Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2008.