Улей-книжка Ф.Губера, улей-шкаф П.И.Прокоповича, улей-колокол Н.М.Витвицкого, улей-капсула Г.В.Глазова, сотни других ульев и вот теперь — безрамочный улей Ю.Соклакова, который «...в 1987 г. был установлен на старой ветле в деревне Чемоданово Рязанской области, где в нем обитают пчелы до настоящего времени» (ж-л «Пчеловодство» №4, 2003), каждое изобретенное жилище для пчел в большей или меньшей степени обогащает пчеловодную науку, поэтому плохих ульев не бывает. Проблема в другом — они недостаточно хороши для пчел. Познания человека о них уже давно «не умещаются» в улей-книжку и буквально «вываливаются» из улья-дупла, остаются разрозненными и часто невостребованными.
Современное пчеловодство страдает от моноидейности изобретений. Улей будущего следует сконструировать на основании достаточно подробной и понятной теории, он должен отвечать не одному, двум или трем, а гораздо большему числу требований. В будущем никто не скажет: «Я вожу пчел в улье-дупле» либо: «Моя пасека состоит из пирамидальных ульев». Пчеловод грядущего скажет: «Я использую улей, в котором действуют двадцать или тридцать, или сорок факторов, благотворно влияющих на здоровье и медопродуктивность пчелиных семей».
Итак, существуют различные методы, достоверно влияющие на увеличение медопродуктивности пчелиных семей. Отвергая бесполезные приемы, необходимо обнаруживать и пропагандировать те, которые положительно влияют на здоровье и продуктивность пчел, и кропотливо собирать все в единую систему.
Собрать воедино экономически выгодные и экологически чистые технологические приемы и использовать на практике одновременно наибольшее их число — главная задача современного пчеловодства. Это единственный путь для скорейшего развития отрасли. Комплексное применение подобных приемов позволит повысить медопродуктивность пасек на 750–1500%, а среднестатистические медосборы по 10 кг от каждой зимовалой пчелиной семьи можно будет реально увеличить до 150 кг товарного меда.
Путь к такому успеху складывается из цепи благоприятных обстоятельств. Задача пчеловода состоит в том, чтобы ясно представлять на сколько увеличится медосбор после выполнения того или иного приема, и сколько меда он потеряет, пренебрегая каким-нибудь из них. В этом состоит главная идея данной теории, включающей двадцать три фактора. В этой статье остановимся на первом из них — отказе от сахарных подкормок.
Мед родит мед. Сахарные подкормки порождают болезни и постепенно приводят к гибели пчел. Семьи, зимующие на сахарном корме, весной приступают к выращиванию расплода с опозданием. Из-за этого пчелы дольше не погибают и в гнездах скапливается меньше подмора, но обновление семей задерживается. К первому весеннему взятку они подходят в ослабленном состоянии и в дальнейшем значительно отстают в развитии.
Семьи, получающие летом стимулирующие сахарные подкормки, испытывают острый дефицит в минеральных веществах и вынуждены заносить в улей и использовать в пищу мочу животных и экскременты насекомых — падь.
Позднее осеннее кормление не менее вредно: на переработку сахарного сиропа идущие в зиму пчелы расходуют резервные вещества своего организма, преждевременно изнашиваются, что крайне отрицательно сказывается на здоровье семей в целом. Более того, поздние подкормки нередко провоцируют молодых маток к возобновлению яйцекладки, что опять же приводит к гибели семей.
Традиционное получение дополнительной товарной продукции заменой кормового меда сахаром — прием не только вредный, но и экономически нецелесообразный, так как в следующем сезоне семьи, выращенные на искусственных кормах, соберут нектара гораздо меньше обычного и произведут товарного меда столько же, сколько им было скормлено сахара.
Сахар — вот причина низких медосборов. Качество пчелиных семей ухудшается по мере увеличения в гнезде такого корма. После нескольких лет применения сахарных подкормок семьи становятся вялыми, зимуют год от года хуже и хуже, поражаются болезнями, постепенно деградируют и со временем вырождаются. Ежегодная замена маток на молодых спасает положение, но пасеки продолжают оставаться бездоходными. Возрождение высокодоходного пчеловодства напрямую зависит от скорейшего и полного отказа от кормления сахарным сиропом.
Пчелиные семьи, потреблявшие только натуральный мед, демонстрируют высокую устойчивость к болезням, значительно меньше поражаются клещами; требуют гораздо меньше внимания со стороны пчеловода; из графика работ исключаются трудоемкие операции по приготовлению и применению сиропа, сокращаются расходы, связанные с приобретением сахара, лекарств, кормушек и т.д.; не страдают от некачественной воды, поступающей в гнездо вместе с сахарным сиропом, а также от охлаждения гнезда, связанного с применением кормушек; не изнашиваются осенью при переработке сахарного сиропа; раньше приступают к выращиванию расплода весной, интенсивно омолаживаются и успевают к цветению майских медоносов вырастить несколько поколений пчел; гораздо энергичнее работают на весеннем медосборе и при прочих благоприятных условиях способны использовать этот взяток как продуктивный; наращивают большую силу к основному медосбору и максимально используют благоприятные погодные условия во время бурных коротких взятков; выращивают крупных, долгоживущих, работоспособных пчел с более развитым жировым телом и приносящих за один вылет значительно больше нектара; производят высокосортный мед без примеси сахара и лекарств; являются прекрасными поставщиками пыльцы и запасают перги больше обычного; активно обновляют гнездовые соты и отличаются повышенной воскостроительной способностью; сохраняют высочайшую активность из года в год, в урожайный сезон производят рекордное количество товарного меда, обеспечивают себя кормами даже в самые неблагоприятные годы; выводят полноценных трутней и выращивают маток, сохраняющих в течение нескольких лет высокие показатели; не заносят в гнездо мочу животных, не нуждаются в подкормках подсоленной водой и не страдают от солевого токсикоза, при наличии в природе цветочного нектара не проявляют интереса к пади и успешно зимуют в районах с продолжительным безоблетным периодом; содержат в чистоте свои гнезда, активно избавляются от внутриульевого мусора; выращивают расплода на 20–40% больше; производят товарного меда на 30–50% больше.
А.С.СЕНЮТА