Урожайность культурных и дикорастущих растений в большинстве случаев определяется эффективностью работы насекомых-опылителей.
В последние годы благодаря особенностям морфологии и биологии практическую ценность приобретают шмели (Березин, 1996; Ащеулов, 1999; Гробов и др., 1999).
В отечественной литературе отсутствуют данные по поведению шмелей в условиях закрытого грунта, в частности теплиц.
Цель проведенного исследования — изучить активность шмелей в условиях тепличного хозяйства. В течение весенне-летнего сезонов 1999–2000 гг. мы вели наблюдение за летной и фуражирной активностью двадцати шмелиных семей разного возраста, при этом фиксировались показатели температуры, влажности, а также освещенности. Параллельно изучали активность шмелей в лабораторных условиях по отношению к различным приманкам. Наблюдения проводили с 8 до 16 ч.
Летная активность шмелей-фуражиров, то есть число прилетов и вылетов, а также среднее число вояжей в час имеют отличия. Летом (июнь — июль) 2000 г. в 9 ч утра зафиксировано 9,7 вояжей, в 10 ч — пик летной активности — 10,7. Далее идет постепенное снижение показателей: от 9,3 в 11 ч до 3,3, в 16 ч (P<0,05). В весенний период (март — апрель) с 8 до 11 ч среднее число вояжей за один час — 5,2–5,3, а с 11 до 14 ч — 6,4–6,5. В 15 ч отмечено 7,5, а в 16 ч — 8,4 вояжа за один час (P<0,05).
Такие сезонные отличия, как и для большинства насекомых, можно объяснить главным образом различным температурным режимом и влажностью (Чернышев, 1996). Весной 2000 г. температура в теплицах постепенно увеличивалась от умеренных значений (19,0°С в 9 ч утра) до оптимальных для шмелей (24,8°С в 16 ч), что, вероятно, и повлияло на их летную активность. Летом того же года в течение суток она также возрастала с 24,5°С в утренние часы до 28,6°С в послеполуденное время. В это время отмечалась и относительно высокая влажность, что могло создать парниковый эффект и заставить насекомых участвовать в активной терморегуляции. Это отмечается летом и в природе (Панфилов, Зимина, 1962).
Фуражирная активность, которая составляет часть летной, также имела отличия как в течение суток, так и сезона. Летом фуражирная активность увеличивалась в дополуденные часы, весной — в послеполуденные. Летом с 8 до 12 ч обножку несли 60%, с 12 до 16 ч — 40% шмелей (Р<0,05). Весной динамика фуражирной активности иная: среднее число вояжей с пыльцой до полудня — 47%, после — 53%, то есть статистически не отличается (Р>0,05).
Такие результаты можно попытаться объяснить большей доступностью растений летом для посещения их шмелями на прилегающей территории. При этом с повышением температуры в теплицах после полудня часть семьи вентилирует улей, а другая часть вылетает за пределы теплицы, где температура более благоприятна. Приносимая в летний период обножка по цвету разнородна, что подтверждает факт покидания фуражирами теплиц. Весной отсутствие большого количества цветущих растений в природе и оптимальные температуры в теплице делают работу шмелей в ее пределах более эффективной. Следует отметить, что весной и летом число прилетов равно числу вылетов, то есть все фуражиры возвращаются в улей.
Таким образом, летная и фуражирная активность шмелей в условиях теплиц отличаются как в разные сроки сезона, так и в течение суток. Летом летная активность выше в дополуденное время, весной — в послеполуденное. Фуражирная активность летом также выше в дополуденное время. Основными факторами, влияющими на изученные показатели, являются температура и влажность.
В.А.КУРЮЧКИН, Ю.Н.КАБАНОВА,
И.В.ШУБЕНКИНА, В.И.АЩЕУЛОВ,
В.А.ПОНОМАРЕВ, Л.Н.ПАРФЕНОВА,
А.Т.МОЧАЛОВ
Ивановский государственный
университет,
Совхоз «Тепличный»,
Ивановская область