В конце октября 2000 г. я вдруг обнаружил, что в одном из ульев заметно меньше корма, чем в других. Погода была уже нелетная, поэтому решил дать пчелам тестообразный корм. Положил несколько полиэтиленовых мешочков (примерно 8 кг) с канди в один слой на рамки верхнего корпуса. Сверху поставил пустой корпус, в который по краям поместил два деревянных брусочка, на них потолок и утеплительные подушки. При весеннем облете леток этого улья в отличие от других был совершенно чистым. Когда потеплело, я убедился, что внутри тоже чисто, значительная часть канди оказалась съеденной. На рамках и стенках других ульев обнаружил следы поноса, свидетельствующие о некачественном корме. Пять—семь литров густого сахарного сиропа, которые я скормил каждой семье в начале сентября, не смогли его как следует разбавить.
Лучшие корма — цветочный мед и свежая перга. В первую половину зимовки пчелам достаточно потреблять один мед. Когда матка начинает откладывать яйца, возникает необходимость в перге. После весеннего облета, яйцекладка матки, а вместе с этим и потребление пчелами меда и перги резко возрастают. В улье после сборки гнезда на зиму по центру должны быть медовые рамки, а по бокам — медоперговые. К сожалению, в мед довольно часто попадает падь, которая осложняет зимовку пчелиных семей. В лесных районах ее наибольшее количество пчелы собирают в самую жаркую погоду (Н.И.Кривцов и др., «Пчеловодство», М., 2000). До ее наступления желательно заготовить корм для зимовки, что не всегда удается из-за занятости. После главного медосбора вероятность попадания пади в мед увеличивается, а отбор сотов требует применения трудоемких операций. Н.И.Кривцов пишет, что падевый мед пчелы не запечатывают в ячейках. Это наблюдение важно для практики, но, по-моему, нуждается в уточнении, так как товарный мед, с одной стороны, должен быть зрелым, что проверяется наличием на соте хотя бы трети запечатанных ячеек, с другой стороны, по ГОСТу натуральный мед может быть и чисто падевым, т.е. пчелы его не будут запечатывать. Можно ли тогда чисто падевый мед отнести к зрелым, а значит, и к товарным медам? А как пчелы запечатывают смешанные меда в зависимости от процентного содержания компонентов?
Чтобы избежать наличия пади в корме, пчеловоды скармливают пчелам сахарный сироп. Его можно переработать в безвзяточный период (А.С.Яковлев, Л.А.Шагун. — «Пчеловодство», № 2, 1994). Однако это время (в России — май—июнь, после цветения садов) бурного роста семей, вывода маток и создания отводков, поэтому, по-моему, здесь лучше действовать так: вовремя выполнить противороевые мероприятия, сформировать отводки и загрузить пчел воспитанием расплода и отстройкой сотов, обеспечив их натуральным кормом — свежими медом и пергой. А.Д.Комиссар (ж-л «Пчеловодство», №3, 1995), советует использовать для заготовки либо каждую 20-ю семью, исключая ее из медосбора на весь сезон, либо каждую 5-ю, но сразу же после главного медосбора. Интересна также идея А.А.Марчука (ж-л «Пчеловодство», № 3, 1998) об отделении избытка летных пчел еще в конце июля и использовании их на переработке сахарного сиропа. Возможно, это следует делать позднее, когда в семье не останется открытого расплода.
Вышесказанное определило порядок осенних работ на моей пасеке. Во время откачки меда в 2001 г. я отложил наиболее полно запечатанные медоперговые соты до окончательной сборки гнезд. После отбора товарного меда у моих пчелиных семей осталось достаточно корма и свободных сотов, чтобы матки могли развить хорошую яйцекладку. Далее провел противоклещевую обработку. В течение двух первых декад августа через каждые день-два давал пчелам по 500–1000 мл сахарного сиропа.
В начале сентября снял с ульев верхние утеплители, во второй декаде отделил летных пчел на пустых сотах со старой маткой, подлежащей выбраковке, и использовал их для заготовки корма из сахарного сиропа. Каждой семье скормил по 5 л густого сахарного сиропа, по 10 л инверта, приготовленного с помощью термостата. В конце сентября — начале октября провел окончательную сборку гнезд в двух корпусах, удалив все незапечатанные и маломедные рамки и поставив по краям каждого корпуса полностью запечатанные медоперговые, а в центре гнезда — соты с заготовленным сахарным кормом. В конце октября на рамки верхних корпусов положил по 4 кг канди, весной — по 2–3 кг.
Рецептура и технология приготовления сахарного корма при помощи термостата приводится в упомянутом выше учебнике «Пчеловодство» (с. 199). Получаемый при этом инверт содержит простые сахара и по консистенции подобен зрелому меду. Его интересно использовать в запечатанных сотах (М.М.Кононов. «Карманная энциклопедия пчеловода». — Ростов-на-Дону, 2000). Из кормушки пчелы берут его в несколько раз медленнее, чем сироп с концентрацией 1:1, поэтому у меня возникла идея попробовать бессотовую зимовку на инверте, залитом в банки. Будет ли такой корм побуждать пчел к полетам, когда внешняя температура опустится ниже 13°С? Мне кажется, он лучше подойдет для зимовки, чем канди, так как не требует переработки и не содержит крупных сахарных кристалликов. Однако в нем нет даже минимума того, что содержится в натуральном меде. Поэтому полагаю, что при заготовке сотов с сахарным кормом необходимо подбирать рамки с вкраплениями перги, за счет которой зимующие пчелы получат недостающие питательные вещества. Интересна в связи с этим статья Н.Г.Билаш (ж-л «Пчеловодство» № 5, 2000) о способе получения корма с использованием пивных дрожжей. Мне кажется, что его можно использовать для зимовки, а из ульев мед в конце сезона полностью откачать и заменить искусственным в виде инверта с необходимыми добавками, как уже давно практикуется в Финляндии.
Хотелось бы знать и от других пчеловодов, как они поступают в случаях, подобных описанному. Не менее интересно и мнение ученых по многим вопросам, возникающим в связи с затронутой темой.
В.А.ГРИШИН
Москва