При окончательной сборке гнезда на зиму возникают трудности с размещением массы пчел в одном кормовом корпусе. Поэтому при вторичной противоварроатозной обработке (25–28 сентября) к семье подносят дно, размещают его на подставке, на него ставят пустую магазинную надставку. В нее помещают лист пенопласта толщиной 40 мм с 10–12 равномерно проделанными (просверленными) отверстиями диаметром 10 мм.
Во избежание опускания пенопласта на дно на торцовых стенках надставки (изнутри) по низу прибиваются тонкие (6 мм) рейки, так чтобы они не мешали ее использованию во время медосбора. На пенопласт кладут сетчатый подрамник (рассекатель воздуха высотой 40 мм). Нижний леток открывают на ширину 23 см и закрывают заградителем от мышей в открытом положении. На подготовленную таким образом надставку ставят кормовой (верхний) корпус с находящимися в нем пчелами, леток его открывают.
Сверху на корпус кладут горизонтальную диафрагму из много- слойной фанеры с вмонтированным в нее пчелоудалителем. Бывший нижний корпус с пчелами и закрытым летком ставят сверху. Выходя из него на облет через пчелоудалитель, его обитательницы остаются в кормовом корпусе. Большой путаницы пчел не бывает.
Однако во избежание ее нижний леток под надставкой каким-либо образом притеняют. После освобождения верхнего корпуса от пчел его удаляют, а взамен ставят магазинную надставку с двумя листами пенопласта: тонким (40 мм) с кормовым отверстием, закрытым пробкой, и толстым (80 мм) с отверстием диаметром 20 мм по центру. Сверху можно положить дополнительное пористое утепление.
Крыши ульев плоские, с боков в них есть щелевидные отверстия, обеспечивающие вентиляцию (по 3 пропила 3x250 мм со скосом вниз во избежание попадания атмосферных осадков). После последнего (осеннего) очистительного облета пчел (в условиях области 10–15 октября) ульи обертывают черной битумной бумагой с прорезанными отверстиями напротив летков, соответствующими их размерам.
С наступлением погоды, исключающей облет пчел, верхние летки ульев закрывают. При такой сборке гнезда часть клуба размещается на незначительной площади, занятой пустыми ячейками центральных рамок. Кормов (26–28 кг) вполне достаточно, но при этом бóльшая часть пчел висит «бородой» в пространстве между низом рамок и сетчатым подрамником, что способствует лучшему движению их в улочках. По мере потребления корма клуб поднимается вверх.
Холодный воздух, попадая через нижний леток под пенопласт, разделяется на 10–12 более слабых струй, которые в свою очередь рассекателем разбиваются на мельчайшие. К тому же углекислота, скапливающаяся здесь, сдерживает его быстрое продвижение. Таким образом воздух прогревается и уже теплым уходит к клубу пчел. Зимний подмор, находясь на сетке поддона в потоках восходящего и нисходящего воздуха, оказывается сухим, количество его незначительно.
С выпадением снега ульи им засыпают. С приближением весны и при наступлении погоды, позволяющей сделать пчелам облет, снег от верха передней стенки удаляют, а верхний леток открывают. За тридцатилетний период проведения исследований и наблюдений за зимовкой пчел на воле самый ранний очистительный облет пчел был 29 февраля, самый поздний — 25 марта при внешней температуре 3–4°С в тени и 12–14°С на солнце.
В один год пчелы сделали очистительный облет в ясный солнечный и абсолютно безветренный день даже при 0,1°С в тени. Однако чаще всего они облетываются с 14 по 18 марта. Эти сроки — средние многолетние и наиболее вероятные даты весеннего очистительного облета пчел в Зауралье, который проходит еще при большом снежном покрове.
О преимуществах зимовки пчел на воле можно говорить много, но самое основное и главное: пчелы находятся в естественной среде обитания и совершают ранний очистительный облет. В начале наших исследований семьи, зимовавшие в зимовнике, имели нагрузку заднего отдела кишечника к моменту выставки 60–65 мг (со всеми вытекающими отсюда последствиями). При зимовке на воле к предоблетному времени этот показатель колеблется от 35 до 40 мг. Отмечалось раннее развитие семей, причем высокими темпами, что в конечном счете положительно сказывалось на продуктивности всей пасеки. При описанном выше способе зимовки ее продолжительность сокращается на 1–1,5 месяца, причем на самые трудные в жизни пчелиных семей.
Переход пасеки на зимовку на воле тормозят не доводы о необходимости сокращения расходов кормов, а отсутствие знания технологии ее проведения и биологии пчел, боязнь пчеловодов понести убытки, но самое главное — содержание большого числа слабых малозимостойких пчелиных семей, которые и в зимовниках-то плохо зимуют.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что зимовка пчел — лишь одно из звеньев в цепи комплекса годичных работ, а зимовка на воле — один из элементов нашей тюменской технологии по уходу за пчелами, неразрывно связанный с другими. Пчелиные семьи в наших условиях должны зимовать на воле — для нас это вопрос решенный.
Г.Д.ЕЛФИМОВ,
доцент ТГСХА