В условиях современного сельскохозяйственного производства важное значение приобретают фиторегуляторы нового поколения, обладающие не только ростостимулирующей активностью, но и способностью активизировать защитные механизмы растений к болезням и неблагоприятным абиотическим факторам (засуха, заморозки, засоление, токсичность пестицидов и т.д.).
Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что такие фиторегуляторы проявляют свое действие при использовании их в очень низких концентрациях. К ним относится и разработанный нами [1] препарат рифтал на основе тетрагидрофуран-3-ола, относящегося к 4-му классу (малотоксичных) соединений.
Выявлены его протекторные, антистрессовые свойства и способность подавлять развитие грибковых болезней у вегетирующих растений и в хранящемся зерне. Отмечались также бактерицидное и ранозаживляющее свойства рифтала. Все это послужило основанием для внедрения этого экологически безопасного препарата в практику пчеловодства.
Мы изучали его действие на возбудителя аскосфероза, общее состояние и развитие семей. С этой целью в ОАО «Тепличный» г. Челябинска в феврале 2009 г. по принципу аналогов сформировали четыре группы семей (по три в каждой) с учетом их силы, количества печатного расплода и степени поражения аскосферозом, которая во всех семьях групп была средняя: от 10 до 100 погибших личинок на соте. Семьи на протяжении всего эксперимента находились в теплицах площадью 1500 м2, их использовали для опыления гибридов огурца F1 Эстафета.
Первая группа семей — контрольная и обработке не подвергалась. Во второй применяли нистатин в дозе 100 тыс. ед. на рамку, согласно рекомендациям А.М.Смирнова и В.Р.Туктарова [2]. Третью группу обрабатывали 0,1%-ной эмульсией рифтала, четвертую — его 0,5%-ной эмульсией. Необходимое количество препаратов при обработке второй, третьей и четвертой групп вносили в теплый 30%-ный сахарный сироп и тщательно перемешивали.
Лечебный раствор готовили перед употреблением, его расход на каждый сот — 12–15 мл. Обработки сотов и расплода проводили трижды с интервалом в пять дней, орошая теплым (38–40°С) сахарным сиропом с препаратами с помощью «Росинки».
Влияние обработок на общее состояние и развитие семей определяли, учитывая количество расплода (запечатанных ячеек, рис. 1) через каждые 12 дней и летную активность (число вылетов за 3 мин в трех повторностях).
Печатного расплода в контрольной группе на начало эксперимента (02.02.) было 28,3 сотни ячеек, а в конце отмечалось его незначительное увеличение (до 29,3 сотен). При этом в двух из трех семей данной группы пораженность аскосферозом составляла более 100 личинок на сотовую рамку, что свидетельствует о прогрессировании развития заболевания.
Семьи второй группы, для обработки которой использовали нистатин, по количеству печатного расплода превосходили семьи контроля на 17,7%. Пораженность аскосферозом в двух семьях была слабой (менее 10 личинок на соте), в одной погибших личинок не обнаружили.
В третьей группе (семьи обрабатывали 0,1%-ным раствором рифтала) количество печатного расплода в течение эксперимента оставалось практически без изменений по сравнению с началом эксперимента.
Семьи четвертой группы по обсуждаемому показателю на конец опыта превосходили семьи контроля на 51,9%, второй группы – на 15,6%, что свидетельствует об эффективности действия рифтала в отношении возбудителя аскосфероза. Погибших личинок во всех семьях этой группы к концу эксперимента (02.04) не выявили.
Таким образом, терапевтическая эффективность рифтала с концентрацией раствора 0,5% по сравнению с данными контрольной группы составила 94,7%. При использовании нистатина эффективность обработок не превышала 72,0%. Обработка 0,1%-ным раствором рифтала показала примерно такие же результаты, как и нистатин.
При опылении культуры огурца в зимний период в условиях защищенного грунта летная активность пчел — основной показатель эффективности их работы. В свою очередь, она прямо связана с физиологическим состоянием семей. Поэтому данный показатель также учитывался в эксперименте (рис. 2).
Выявлено, что препарат рифтал способен активизировать летную активность пчел в условиях защищенного грунта: если в начале эксперимента этот показатель во всех группах отличался незначительно, то к третьему учету семьи из группы, где использовали рифтал в концентрации 0,5%, превосходили на 84,8% данные контрольной группы и на 76,2%, где применяли нистатин.
Следует отметить, что в течение всего периода эксперимента в группе, которую обрабатывали 0,5%-ным раствором рифтала, регистрировалась наибольшая летная активность, причем данный препарат в концентрации 0,1% также оказывал стимулирующее действие на обсуждаемое поведение пчел.
Таким образом, проведенные исследования выявили новые свойства препарата рифтал как лечебного средства при аскосферозе медоносных пчел. Установлено, что препарат не оказывает отрицательного влияния на общее состояние и развитие семей при их использовании на опылении культуры огурца в условиях защищенного грунта. На протяжении всего эксперимента гибели открытого и печатного расплода под влиянием данного препарата не наблюдали, отмечены также повышенная санирующая активность пчел и усиление их летной деятельности.
Н.М.ИШМУРАТОВА
Институт органической химии
Уфимского научного центра РАН
Р.Ф.ТАЛИПОВ
Башкирский государственный университет
С.П. ЦИКОЛЕНКО
Челябинская государственная
агроинженерная академия
Р.И.ПАНОВА
ОАО «Тепличный», г. Челябинск
Ключевые слова:
медоносные пчелы, фиторегулятор рифтал, аскосфероз, лечебное средство, летная деятельность.
Аннотация:
выявлены новые свойства фиторегулятора рифтал как лечебного средства при аскосферозе медоносных пчел и корректора летной активности при опылении культур защищенного грунта.
Summary:
revealed new properties fitoregulyatora riftal as a healing agent for askosferoze honeybees and corrector of flight activity during pollination of greenhouse crops.
Keywords:
honeybees, fitoregulyator riftal, askosferoz, remedy, summer activities.
Литература:
1. Талипов Р.Ф., Балахонцев Е.Н., Гилязетдинов Ш.Я.. Рифтал и Тетрафур – новые эффективные препараты для сельского хозяйства. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 56 с.
2. Смирнов А.М., Туктаров В.Р.. Болезни и вредители медоносных пчел. – М.: Пенаты, 2004. – 136 с.