К нам обращаются многие пчеловоды по поводу гибели пчелиных семей в осенний период. Что, на наш взгляд, вызвало отход пчел?
Прежде всего сухое лето, а следовательно, и отсутствие медосбора привели к нарушению нормального развития семей. В связи с этим там, где поработали старые матки, отмечалось раннее прекращение яйцекладки или она была недостаточно высокой. Так образовался дефицит молодых, физиологически подготовленных к зиме особей.
Следующий важный момент заключается в том, что октябрь выдался очень теплым, пчелы вылетали из ульев. Это привело к преждевременному расходу ими резервных питательных веществ, уменьшению продолжительности их жизни, снижению устойчивости к неблагоприятным факторам.
Из-за жаркого сухого лета пчелы могли восполнять кормовые запасы падевым медом, который является для них ядом, особенно в виде корма на зиму. К сожалению, мы, как правило, не исследуем в начале августа кормовые запасы на наличие падевых веществ.
Не последнюю роль в этих необычных природных катаклизмах, на наш взгляд, могла сыграть и подкормка семей сахарным сиропом без добавления в него белка, хорошо усвояемого пчелами. Если мы не делаем этого, то ферменты для расщепления белка образуются из запасных (резервных) питательных веществ жирового тела.
Это приводит к ослаблению резистентности (устойчивости) организма пчел и резко сокращает продолжительность жизни. Поэтому мы должны забыть миф о том, что пчелы лучше зимуют на сахарном сиропе, чем на цветочном меду. А как же финны, спросите вы? Все дело в том, что они отправляют в зиму свои семьи на сахарном меду, но заготовленном в начале лета.
Последние годы во многих регионах сложились такие условия, что сахарный мед для пчел в зиму надо было получить в июне: и семьи лучше бы развивались, и корм на зиму был бы заготовлен. Далее, финское чудо успешной зимовки пчел на сахарном сиропе (если нет возможности подкормить по первому варианту) — это подкормка семей на зиму инвертированным сиропом.
Нужно помнить, мед, используемый для инверта, не должен быть инфицирован (заражен) возбудителями заболеваний. И никогда не забывать горькие уроки белковой подкормки пчел, когда из-за использования пыльцы и канди было заражено аскосферозом огромное количество семей бывшего Советского Союза.
Еще одна из причин гибели пчел связана с тем, что семьи на большинстве пасек не болеют какой-либо одной болезнью, а имеют сразу несколько заболеваний: поражение варроатозом и аскосферозом. За последние годы появились американский и европейский гнильцы, вновь о себе напомнил уже почти забытый нами акарапидоз.
В настоящее время наряду с Nosema apis в семьях выделен и другой вид — Nosema ceranae, который обнаружен в конце ХХ в. (О.Ф.Гробов, А.Н.Сохликов; ж-л «Пчеловодство» №1, 2007) в средней кишке китайской восковой пчелы. У медоносных пчел этот возбудитель был впервые обнаружен в Корее. В Испании при обследовании пчел возбудитель N. ceranae был выявлен в 97% образцов. Широкое распространение этого заболевания и большая гибель семей в последнее время отмечаются в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии.
При поражении пчел N. ceranae нет явных признаков заболевания (понос, ползание пчел около улья), характерных для ранее известного нозематоза. Поражаются пчелы-сборщицы, которые теряются вне улья, семьи быстро слабеют и гибнут.
К сожалению, пчеловоды все вышесказанное не учитывают, осталась привычка избавлять пчел только от варроатоза, не учитывая других возбудителей.
А.К.ЛИХОТИН,
пчеловод с пятидесятилетним стажем