В настоящее время, когда почти все лекарства дóроги, а дешевых не хватает, многие люди для лечения и профилактики заболеваний все чаще обращаются к природным средствам, которые не вызывают побочных отрицательных эффектов. Наиболее распространенные естественные средства — продукты пчеловодства: мед, прополис, пчелиный яд, маточное и трутневое молочко, пыльца и воск. К преимуществам применения лекарственных препаратов на основе этих продуктов следует также отнести экологическую чистоту, обеспечиваемую избирательным инстинктом пчел при сборе натуральных питательных веществ.
В особую группу биологически активных веществ можно выделить синтетические продукты, являющиеся полными аналогами природных соединений, хотя и они получены на основе тех или иных химических превращений. К ним следует отнести, например, синтетические аналоги транс-9-оксо-2-деценовой (9-ОДК) и транс-10-гидрокси-2-деценовой (10-ГДК) кислот — продуктов жизнедеятельности пчел, входящих в состав маточного вещества и маточного молочка соответственно.
Если для 10-ГДК описаны антимикробные (К.А.Кузьмина, 1973), фунгицидные (Е.Е.Smissman и др., 1964), противоопухолевые (G.F.Townsend и др., 1959), антибиотические и антилейкемические (Т.В.Вахонина и др., 2002) свойства, то для 9-ОДК фармакологические исследования до нас никто не проводил. Вероятно, это объясняется малой доступностью данного соединения из природного источника.
В статье «Токсико-фармакологические свойства синтетического аналога маточного вещества» (ж-л «Пчеловодство» № 7, 2002) мы представили результаты исследований по острой токсичности и противовоспалительному действию синтетической 9-ОДК. Дальнейшие эксперименты, проведенные на кафедре внутренних незаразных болезней, клинической диагностики и фармакологии Башкирского государственного аграрного университета расширили круг фармакологических свойств данного соединения.
В опытах использовали белых мышей и крыс массой 18–20 и 180–230 г соответственно. При изучении антибактериальной активности 9-ОДК на экспериментальную инфекцию, вызванную золотистым стафилококком, в группе животных, получавших 9-ОДК в дозе 0,3 мг/кг, на третий и десятый день выжило по 18 из 20 животных (Р<0,001), при применении препарата сравнения — мастааэрозоля — 13 и 7 животных соответственно. В контрольной группе на третий день выжили только две мыши, а на десятый погибли все. Аналогичные данные, подтверждающие антимикробную активность 9-ОДК, были получены также на животных, зараженных протеем, кишечной и синегнойной палочками.
Испытания 9-ОДК в качестве иммуномодулятора, проведенные традиционным методом качественной оценки изменения В-звена иммунитета — определением числа антителообразующих клеток (АОК) в селезенке (N.K.Jerne, E.A.Nordin, 1963), показали, что исследуемое соединение стимулирует образование АОК. Максимальная активность проявляется в дозе 0,3 мг/кг, что в 4,2 раза превышает активность широко используемого в медицине оксиметилурацила (50 мг/кг).
Изучение скоростей заживления лоскутных ран и термических ожогов также выявило высокую биологическую активность 9-ОДК как ускорителя клеточного размножения в процессах восстановительной регенерации. Например, в группе животных, ежедневно обрабатываемых 0,3%-ной мазью 9-ОДК, раны полностью заживали на 16,0±0,2-й день; 5%-ная мазь метилурацила (препарат сравнения) обладала меньшим репаративным эффектом — полное заживление произошло на 20,0±0,4-й день; у контрольных животных оно наступало лишь на 26,8±0,2-й день. Аналогичные исследования скоростей заживления термических ожогов, вызванных кипящей водой, также подтвердили высокую эффективность 0,3%-ной мази 9-ОДК в сравнении с препаратом на основе метилурацила.
Таким образом, синтетическая 9-ОДК обладает ярко выраженной противовоспалительной, ранозаживляющей, антимикробной, иммуностимулирующей активностью. К тому же эти свойства синтетического маточного вещества еще раз подтверждают выдвинутый нами ранее тезис о влиянии матки не только на поведение и жизнедеятельность отдельных пчел, но и на здоровье всей пчелиной семьи.
Г.Ю.ИШМУРАТОВ, Н.М.ИШМУРАТОВА,
Г.А.ТОЛСТИКОВ
Институт органической химии
Уфимского научного центра РАН
А.Ф.ИСМАГИЛОВА, А.А.ШАРИПОВ
Башкирский государственный
аграрный университет