Чтобы работать достаточно производительно, мы используем на нашей пасеке самодельную малую механизацию.
Отверстия для проволоки на боковых планках рамок должны располагаться точно по оси, поэтому их нужно либо намечать заранее, либо при сверлении пользоваться шаблоном, который приходится удерживать двумя руками, а сверло подавать ножным приводом. Описания подобных станков встречал в журналах и пытался применять.
Шаблоны делал вначале из дерева, но в них отверстия быстро разбивались сверлом и их приходилось часто менять. Дважды делал шаблоны из твердой стали толщиной 3 мм, но и их хватало на 500–600 рамок.
Тогда решил, что нужно решить эту задачу совершенно по-другому, и изготовил специальный станок для сверления отверстий.
Подключаем любой электродвигатель мощностью от 100 Вт к источнику питания и определяем направление вращения вала. Укрепляем двигатель на столе или доске так, чтобы вал вращался против часовой стрелки (для наблюдателя).
Зажав в патроне дрели, коловорота или в ручных тисках сверло Ø 1,5–2,5 мм, включаем двигатель и в центре вала (обычно там есть заводская проточка) высверливаем им отверстие глубиной 10–15 мм. Освободив сверло, сплющиваем молотком его тыльную часть на наковальне и туго запрессовываем в приготовленное отверстие вала.
Измеряем расстояние от сверла до стола и подбираем деревянный брусок такой высоты, чтобы между ним и сверлом оставалось 17,5 мм (для планок с разделителями) или 12,5 мм (для планок без разделителей). Крепим брусок к столу или к кожуху двигателя.
На боковой планке рамки с помощью линейки карандашом размечаем отверстия. Положив планку на брусок, толкаем ее поступательно двумя руками на вращающееся сверло, затем, не снимая планку со сверла, помечаем карандашом на бруске место края планки (левого или правого). Повторяем эту операцию столько раз, сколько отверстий будет в планке, усиливаем метки рисками и станок готов.
Если у вас планки с разделителями, то под их тонкий конец можно при сверлении подкладывать брусочек высотой 5 мм.
Этот станок позволяет мне за час сделать по три отверстия в 500 боковых планках.
Н.И.БОЖКОВ
Белгородская обл.