Изо всех видов трудовой деятельности, подходящих для школьного производительного труда, наиболее доступно и полезно пчеловодство. Это подтверждают статьи об опыте некоторых сельских школ в журнале «Школа и производство» и т.д. Развитие и пропаганда школьного пчеловодства могли бы сыграть важную роль в воспитании молодых людей. Занятие им в школе создает самые благоприятные условия для межпредметных связей всех изучаемых дисциплин на практическом уровне.
Члены кружков юных пчеловодов, школьных лесничеств, ученических производственных бригад могут заниматься посадкой и изучением медоносных растений. В школе можно организовать выпуск и реализацию пчеловодного инвентаря в рамках ученического предпринимательства, так как на эту продукцию всегда есть спрос.
На кафедре технологии и методики преподавания технологии Омского педагогического университета на базе учебных мастерских мы организуем производственно-технологическую практику и изготовляем ульи, рамки, контейнеры для рамок, поилки для пчел и многое другое. Студенты 5-го курса нашей кафедры К.Шишков и И.Прудских разработали универсальные приспособления для оснащения проволокой и электронаващивания рамок от аккумулятора и электрической сети.
Устройство для натягивания проволоки (рис. 1). На основании 1 закреплены упоры 4, 5 и 8, винтовой зажим 3, ролики 2, кронштейн 6 для установки бобины с проволокой и направляющая проволоки 7. Перед натягиванием в боковых планках рамки строго посередине с помощью кондуктора просверливают отверстия по числу рядов проволоки: для рамки 435х300 мм — пять; 435х230 мм — четыре; 435х х145 мм — два. Верхние отверстия делают в 20 мм от верхнего бруска, а остальные — на равном расстоянии друг от друга.
Рамку кладут в лекало таким образом, чтобы верхний брусок углами упирался в упоры 4, а нижний — в упоры 8. Закручивают винтовой зажим до тех пор, пока боковая планка не прижмется к упору 5. Постепенно сматывая с бобины, проволоку пропускают в отверстие направляющей, затем в нижние отверстия рамки и через все остальные, огибая вращающиеся ролики, которые облегчают протяжку. После этого проволоку снимают с роликов и натягивают, не допуская деформации рамки. Концы закрепляют на боковых планках гвоздиком или скруткой. Затем ослабляют винтовой зажим и извлекают из лекала рамку, готовую для наващивания.
Устройство для наващивания (рис. 2). На основании 3 закреплены лекала 1 с контактами 2 — алюминиевыми пластинами, которые соединены последовательно через тумблеры 4 с источником питания 5 (трансформатор на 220/22 В от сети или аккумуляторной батареи). Убедившись, что все тумблеры выключены, рамку размером 435х300 мм (435х230; 435х145 мм) с проволокой кладут на лекало.
Проволока должна плотно прилегать к контактам. На нее помещают вощину так, чтобы между листом и нижним бруском рамки остался зазор 4–5 мм, а верхний край плотно прилегал к верхнему бруску. Сверху кладут стекло, чтобы равномерно прижать вощину к проволоке.
Затем на 5–7 с включают соответствующий тумблер. (Одновременное включение нескольких тумблеров недопустимо!) При подаче напряжения проволока нагревается и вплавляется в вощину, которую предварительно протирают влажным тампоном, чтобы она не прилипла к стеклу.
А.К.РЕШЕТНИКОВ,
Ю.А.ПАНОВА
Омский государственный
педагогический университет