Мой отец был потомственным пчеловодом, жил и работал в Пермской области. С раннего детства я помогал ему на колхозной пасеке, а в его отсутствие еще первоклассником самостоятельно снимал рои. В юности велением судьбы мне пришлось покинуть родные места, но увлечение пчелами осталось. Теперь уже 36 лет живу на Украине, 17 из них серьезно занимаюсь пчеловодством. Постоянно выписываю журнал «Пчеловодство», собрал все комплекты с №1–1945 г. Моя библиотечка насчитывает более 200 книг.
Каждое лето я перевожу свою пасеку к массивам медоносов. За долгие годы у меня накопился определенный опыт. Пчел перевожу только днем и давно обратил внимание на преимущества вентиляции гнезд пчелиных семей, организованной через низ улья. Ее конструктивное решение предложил А.П.Озеров. В его книге «Рациональное двухматочное пчеловождение» хорошо описана конструкция улья, где организована вентиляция только через нижнюю подставку, устанавливаемую между дном и корпусом, А.П.Озеров изготовил ее в 1974 г.
Традиционная подготовка пчел к перевозкам во всех типах ульев предусматривает создание вентиляции через подкрышник. При этом надо снять крепление и крышу улья, удалить утепление и потолок, затем снова поставить крышу и установить крепление. И так у каждого улья. На такую подготовку пасеки к перевозке уходят не часы, а дни. Через день-два на новом месте все надо проделать в обратном порядке. А ведь часто приходится перевозить пасеку по пять и более раз за сезон. И я на собственном опыте убедился в правоте А.П.Озерова, который писал: «Сколько ненужного труда требует господин «подкрышник».
Сторонники подкрышника говорят, что пчелы после закрытия летка поднимают температуру в улье, а потом, выкучившись в подкрышник, успокаиваются. А почему они поднимают температуру? Да потому, что после закрытия летка они массой устремляются в низ улья и, не находя выхода, от волнения поднимают температуру и только потом уже находят его наверху. А почему они устремляются вниз? Да ведь на любой стук по улью пчелы устремляются к летку, готовые защитить свое жилище.
А вот если под ульем находится вентиляционная дно-подставка Озерова, то пчелы, устремившись вниз, находят там прохладное пространство, так как вентиляционная щель-вырез (по площади она в два-три раза больше летка) обеспечивает более чем достаточное поступление воздуха. Таким образом пчелы переезжают к новому месту взятка в прохладном подполе. Но самое главное, такие ульи не требуют никакой подготовки к перевозке. Они всегда готовы. Я заметил, что если вентиляционные вырезы открыть за полчаса-час до закрытия летков, то пчелы даже не устремляются вниз после их закрытия.
Абсолютно солидарен с А.П.Озеровым, что принимая во внимание преимущества, создаваемые подставкой, ее постоянное нахождение под корпусом можно считать обязательным. Изобретение А.П.Озерова дало мне возможность перевозить своих пчел с открытыми летками, не опасаясь их выхода.
А.П.Озеров «взорвал» консервативный взгляд на конструкцию крыши и организацию кочевой вентиляции. К сожалению, это не было сразу замечено всеми, так как улей для двухматочного содержания пчелиных семей, предложенный им тогда, не получил широкого распространения из-за своей громоздкости и трудоемкости метода. Но отдельные прозорливые пчеловоды усмотрели прелести его вентиляционной подставки.
При явных и неоспоримых преимуществах нижняя вентиляция не имеет пока широкого распространения. Тормозят ее внедрение отсутствие сетки с ячейкой 3х3 или 2х2 мм, которая является основным элементом подставки, и непонимание преимуществ нижней вентиляции. А.П.Озеров, благодаря своему изобретению дал нам возможность перевозить пасеки днем. Так делаю и я, при этом отпадают многие проблемы, которые возникают ночью.
Уверен, что пчеловодам, особенно кочующим, следует использовать это достаточно простое приспособление А.П.Озерова.
Тем, кого интересуют процессы, происходящие в пчелиной семье во время перевозки, традиционные технологии подготовки семей к кочевкам, рекомендую прочитать статью профессора Г.Ф.Таранова «Тем, кто перевозит пчел», опубликованную в журнале «Пчеловодство» №8, 1970 г.
П.ПАСЕКА
Украина, г. Киев