Решил поэкспериментировать со старой медогонкой, купленной еще в конце шестидесятых годов. Сначала на рукоятку надел шкив Ø 260 мм, а снизу приспособил трехфазный электродвигатель. Торец вала оснастил шкивом Ø 50 мм в виде рюмки.
После откачки меда вручную, чтобы осушить рамки, запускал двигатель, предварительно раскрутив рукояткой. Хоть эта конструкция и грохотала, но очень уж хорошо обсушивала соты. Через некоторое время сломались крепления в виде уголков, установленные на кассетах из угла в угол и в центре по горизонтали.
Затем червяком срезало зубья на чугунной шестеренке редуктора, из-за того что его недостаточно раскрутили рукояткой. После поломки откачивали мед только вручную с помощниками. В сотохранилище соты уносили мокрые и тяжелые. С двух двенадцатирамочных корпусов на рамку 435х300 мм получал менее четырех ведер меда.
Используя подшипники 180502 и 6202 закрытого типа, установил на ось ротора медогонки шкив 1 Ø 260 мм (рис.). Бобышку 10 кассетодержателя 11 отпилил посередине отверстия, ниже просверлил еще одно. Выточил ось медогонки до Ø 15 мм, а ту, что вставляется в бобышку, — Ø 14 мм. Для закрепления верхнего подшипника 2 в металлической пластине 3 толщиной 10 мм просверлил отверстия для него и двух болтов. На нижний подшипник 9 надел кольцо и приварил к поперечной пластине 12 медогонки. Бобышку приварил к кассетодержателю.
Между ротором медогонки и двигателем установил промежуточный вал 4 с двумя шкивами 5 (диаметр нижнего 80 мм, верхнего – 150 мм), используя два подшипника 8 180502. Два корпуса 7 для них изготовил из трубы, шайб и металлической пластины толщиной 5 мм, размером 75х65 мм, оставив зазор 0,4 мм, чтобы при установке втулки между подшипниками не зажать их.
В поперечной пластине медогонки сделал продольные отверстия 13 для натяжения ремня (длина окружности 940 мм) между ротором и нижним шкивом промежуточного вала. Натяжение ремня (длина окружности 900 мм) от верхнего шкива промежуточного вала производится генератором от машины ГАЗ-51, переоборудованным в двигатель 6. (Медогонка с подобным двигателем описана в ж-ле «Пчеловодство» № 6, 2006). Для этого перемкнул на корпусе выводы «шунт» и «якорь» и подвел от источника тока «+», а на корпус «–». Использую ремни от генератора.
Для питания электродвигателя можно использовать аккумулятор, но лучше подключиться к сети переменного тока через трансформатор с выпрямителем. В зависимости от силы тока шкив электродвигателя вращается со скоростью от 480 до 750 об/мин. (В этой конструкции можно применять электродвигатели, выдающие 3000 об/мин.)
На выпрямителе установлен реостат с шестью положениями: в первом ротор вращается со скоростью 100–110 об/мин, в третьем — 130–140 об/мин, а в шестом — 160–170 об/мин. После полуночи, когда лампочки светят особенно ярко, медогонка разгоняется до 200 оборотов, и соты становятся заметно легче.
Шкивы можно использовать разные, в зависимости от скорости вращения двигателя и собственных ресурсов. Во сколько раз увеличиваешь диаметр последующего от двигателя шкива, во столько уменьшаются обороты.
Кассеты укрепил горизонтальными электродами Ø 3 мм. Два года медогонка отработала без поломок, получил на ней более 4 т меда. Стал откачивать до пяти ведер с двух корпусов. После того как подтянул гайки и добавил смазку в подшипники, медогонка готова к дальнейшей эксплуатации.
М.С.ШАРИН
Пензенская обл.