Не согласен с авторами статьи "Три важных фермента" (ж-л "Пчеловодство" №6, 2001) в том, что потребитель считает диастазное число самым ценным ферментом в меде и оно должно быть не менее 5-7 ед. Готе. Это смахивает на попытку узаконенной фальсификации меда. Потребителю нужен качественный продукт по всем показателям его природно-климатической зоны. Если три важных фермента - глюкооксидаза, инвертаза и диастаза - влияют на качество и на натуральность меда, зачем тогда ратовать о какой-то золотой середине? Если натуральный мед имеет высокое диастазное число, зачем делать его плохим? Так, для Омской области по ГОСТу диастазное число равно 25 ед. Готе.
Если учесть, что показатель диастазы зависит от определенных условий во многом создаваемых пчеловодом, то это обязывает его иметь качественный мед, а не фальсифицированный. Такую закономерность омские пчеловоды знают и делают все, чтобы сохранить постоянство диастазы в меду как можно более длительное время. Они формируют сильные семьи и вывозят их к медоносам. В сильных семьях больше рабочих пчел, а чем больше их участвует в медосборе, тем больше нектара обогащается выделяемыми ими ферментами. В сильных семьях вода скорее выпаривается из нектара и он быстрее превращается в мед, который обогащается диастазой.
Только не знающие своего дела или алчные пчеловоды спешат откачать мед как можно раньше, причем им неважно, зрелый он или незрелый. Большинство пчеловодов Сибири знают, что дозревание меда - очень важный процесс, длящийся минимум три недели при определенной температуре и влажности воздуха в улье. Только при этом условии мед будет зрелым, вязким, целебным, с высоким диастазным числом. Именно зрелость меда обусловливает его качество, пригодность к длительному хранению.
Погодные условия Сибири позволяют хранить мед в стеклянной таре при температуре 10-14°С очень длительное время без уменьшения диастазного числа, а это значит, что качество продукта не ухудшается. Замечу, что для нашей области вышеуказанная величина не предел. Так, по результатам ежегодной экспертизы, проводимой Омской областной ветбаклабораторией, диастазное число моего меда - 27,7-35 ед. Готе. Мне нередко приходилось возить свой сибирский мед друзьям в Москву. Так вот, он гораздо вкуснее и ароматнее подмосковного. А во Франции мед омского пчеловода И.И.Барашева по всем показателям был удостоен высшей оценки, хотя и не отвечал требованиям местного стандарта.
Еще пример. В 2001 г. у моего знакомого попросили три фляги меда для реализации на севере Тюменской области, а так как на вкус и цвет товарищей нет, там оказались любители жидкого меда. Чтобы быстрее мед распустить, его подогрели, да, видимо, неправильно, в результате диастазное число оказалось 4,4 ед. Готе вместо 26,2 ед. (до подогрева). Мед был забракован.
Я рассматриваю статью "Три важных фермента" как призыв к узаконенной фальсификации меда, поскольку при бесконтрольной реализации бракованный продукт выдают за натуральный, да и натуральный мед перегретый или хранившийся при высокой температуре теряет свою биологическую ценность. А еще хочу пристыдить недобросовестных пчеловодов, идущих на поводу у потребителей и продающих быстроразогретый жидкий мед. С ним можно только чай пить, но лечиться им нельзя. Хуже того, некоторые носят прямо по квартирам трехлитровые банки с дешевым "медом", а люди по незнанию да и безденежью покупают патоку или сахарный сироп c мелом, крахмалом и другими наполнителями.
В.М.ГОНЧАРЕНКО
г. Омск