Около 1500 лет назад на территории современной Башкирии в междуречье рек Камы, Белой и Уфы в хозяйстве финно-угорских племен (бахмутинцы) зародилось бортничество — первая культурная форма пчеловодства, основанная на содержании пчел в искусственных дуплах, изготовленных в стволах растущих деревьев.
Впоследствии его переняли башкиры, перешедшие к оседлому образу жизни.
Бортничество дошло до наших дней в практически неизменном виде, современные инструменты башкирских бортевиков идентичны извлеченным из бахмутинских погребений Бирского могильника (V–VI вв.).
К угасанию бортевого промысла в Башкирии, начавшегося 300 лет назад, привели развитие горных заводов, захват общинных земель, рост населения, сведение лесов, утрата культуры и традиций ремесла.
Три обстоятельства способствовали сохранению этого архаичного промысла в Башкирии: особый менталитет башкирского народа; необязательность реализации на башкирских общинных землях нормативно-правовых документов Лесной службы России (конец XIX в.), запретивших бортничество в казенных лесах, как источник лесных пожаров; особый интерес к башкирским бортевым пчелам профессора Г.А.Кожевникова, стоявшего у истоков российского заповедного дела.
Так, по его инициативе в 1928–1929 гг. была организована экспедиция на территорию Бурзянского района Башкирии, очерчена зона скопления обслуживаемых бортей, отобраны пробы пчел.
Его предложение о необходимости особой охраны бурзянской бортевой пчелы удалось реализовать лишь в 1958 г., когда был учрежден Прибельский филиал Башкирского государственного заповедника — первая в мире заповедная зона по охране местной разновидности пчел в условиях дикого обитания, бортевого пчеловодства и экспериментальных пасек.
Для этого в 1959–1960 гг. бортевые семьи выкупили у владельцев, пустующие борти национализировали, значительную часть людей с навыками бортничества трудоустроили.
В 1986 г. Прибельский филиал преобразовали в Государственный заповедник «Шульган-Таш», который стал популяционным центром бортевых семей. Их страховую численность обеспечивают четыре экспериментальные пасеки, две из которых первыми в республике получили лицензии на право осуществления племенной работы.
В задачи заповедника входят: мониторинг численности пчел в естественных дуплах; проведение генетико-популяционных, фенологических и ресурсоведческих исследований; селекционная работа; реализация биотехнических мероприятий.
Коллектив заповедника проводит семинары, конкурсы профессионального мастерства, выставки, ярмарки, обучает юных бортевиков, организует маркетинговые исследования, согласовывает с общественностью ценовую политику. Цены на мед из бортей на порядок выше, чем на центробежный.
В результате многолетней работы заповедника по восстановлению бортевого промысла пчеловоды горно-лесной зоны начали возвращаться к нему. Бортничество стало восприниматься как национальный символ, и его целенаправленно восстанавливают на территории национального парка «Башкирия».
Работой сотрудников заповедника установлена выраженная цикличность численности бортевых семей.
Так, биологический прирост (отношение числа вновь заселившихся семей к их весеннему количеству) в 1960–2007 гг. колебался в пределах 12–141%, в среднем составляя 39,6%, а хозяйственный прирост (отношение количества вновь заселившихся бортевых семей к их осенней численности) в среднем равен 38,4% с колебаниями от 11 до 69%.
Такие показатели в основном связаны с гибелью семей, заселивших дупла, и объясняются недостатком корма, падевым токсикозом, потерей маток, дефектами жилищ, вывалами и переломами бортевых деревьев, разорением и ослаблением гнезд врагами и вредителями. Лучшую сохранность пчел обеспечивают борти, на втором месте — подвесные колоды, на последнем — естественные дупла.
М.Н.КОСАРЕВ
ФГУ «Государственный природный
заповедник "Шульган-Таш"»