Один из насущных вопросов в пчеловодстве — кормовая база. Известно, что сколько бы пчеловод не поставил на поле ульев, общее количество нектара на нем не увеличится. В результате кормовая база может быть недостаточной.
Решается проблема по-разному. Кто-то кочует вслед за цветением диких медоносов, кто-то, договорившись с аграриями, вывозит пчел к засеянным сельскохозяйственными культурами полям. Однако есть и проблемы. В регионах с развитым сельским хозяйством это отравления пчел во время обработки полей химикатами. А в зоне рискованного земледелия — зарастание полей древесно-кустарниковой растительностью. Так, по информации аграрного комитета Госдумы РФ, в Центральной России — Смоленской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Кировской областях — не используется до половины площади пашни.
Общая площадь неиспользуемых в стране сельскохозяйственных земель в 2020 г. достигала 44 млн га, из которых 20 млн га — пашня. Зарастающие деревьями поля серьезно влияют на медоносную базу и сокращают луговое разнотравье. Без внесения удобрений бедные почвы негативно влияют на медопродуктивность растений и работу пчелиных семей.
В такой ситуации все острее встает вопрос о самостоятельном создании кормовой базы методом засева полей медоносами. Мнения на этот счет разные и, как правило, все упирается в рентабельность. Члены Союза промышленных пчеловодов России имеют от 150 ульев и более, а значит они сталкиваются с проблемой поиска медоносных угодий острее других. Мы собрали и обобщили опыт владельцев крупных пасек. Так сеять или нет?
В. ДАЛЕЦКАЯ,
член Союза промышленных
пчеловодов России
Самый выгодный вариант –
КОЛЛАБОРАЦИЯ
Когда 30 лет назад мы начинали заниматься пчеловодством в Кимрском районе Тверской области, кругом были поля разнотравья. Но за последние годы они заросли, и теперь основной наш взяток — весенняя ива. Конечно, хочется видеть цветущие поля вокруг, и мы взяли в аренду землю, купили трактор, борону, сеялку, расчистили 120 га и несколько лет сеяли синяк и фацелию.
В итоге пришли к выводу, что в нашем случае усилия не окупаются. Поскольку мы развиваем не только медовое направление, но также продаем павильоны «Берендей» и пчел вместе с ними, то оказались не готовы вкладываться силами и средствами в сбор семян.
На сегодня от собственных посевов и аренды части земли мы отказались, хотя «былое величие» еще кое-где цветет по полям. У нас сложился удачный тандем с соседом-фермером, который решил заняться семеноводством. Получается, у каждого своя специализация — у него серьезный трактор для раскорчевки заросших земель, сеялки, веялки, комбайн и прочий инвентарь, а у нас — пчелы, которые активно опыляют его поля и способствуют большей их продуктивности.
Другой вопрос: насколько вообще в нашей местности медоносы продуктивны? В этом году пчелы отработали на синяке, и мы решили отдать мед на анализ, чтобы определить источник медосбора.
Однако так или иначе выгода есть, мы не пожалели, что занялись землей. Расчищенные поля даже и без засева медоносами, зарастая сорняками, а не деревьями, дают корм пчелам.
Е. Горячева,
Тверская область
Способ заполнить
БЕЗВЗЯТОЧНЫЙ ПЕРИОД
Занимаюсь пчеловодством 10 лет. На данный момент у меня 300 пчелиных семей, из которых 50 находятся на стационарной пасеке, а 250 кочуют в пределах 300 км на эспарцет, донник и липу в предгорьях Уральских гор. Специализация пасеки — мед и пыльца.
Посевами занимаюсь третий год, земли до этого не были в обороте 20 лет. Начинал с 20 га фацелии, в прошлом году прибавил 30 га фацелии с донником. Этой осенью буду добавлять еще 50 га фацелии, донника и синяка.
Фацелию выбрал, потому что можно регулировать время ее цветения (с 5 июня и до середины июля) в зависимости от сроков посева. В нашем регионе вслед за цветением майских садов наступает время эспарцета, но после 10 июня, в зависимости от погоды, может наступить «зеленка», когда пчелам нечего собирать. Донник же радует обильным и долгим цветением.
Опыта продажи семян нет, так как из техники — только трактор, а для работы с семенами требуются комбайн и другое оборудование. К сожалению, использовать наемный комбайн тоже нет возможности, так как время сбора семян совпадает с основной работой владельцев комбайнов на собственных полях.
Посев медоносов считаю рентабельным, если есть необходимая техника для обработки почвы. Еще один аргумент в копилку рентабельности: аграрии сейчас используют очень много химии. В итоге отдыхающие от посевов поля стоят практически голыми, нет на них цветущих сорняков. Поэтому даже 50 га посеянных медоносов — хорошее подспорье для пчеловода, чтобы заполнить безвзяточный период и усилить продуктивность пасеки.
П. Емельянов,
Оренбургская область
Союз пчеловодства
И РАСТЕНИЕВОДСТВА
Пчеловодством занимался еще дедушка, он руководил колхозной пасекой, а позже держал немного ульев для себя. Но все же бизнес в нашей семье начался в 2009 г. с растениеводства (и оно до сих пор приносит семье основную прибыль), которым преимущественно занимается мой отец. Растим пшеницу, ячмень, овес. Выбранные культуры позволяют обходиться без инсектицидных обработок, чего не могут себе позволить те, кто выращивают подсолнечник или рапс, например. Поля обрабатываем не чаще 1 раза в 5 лет и исключительно биопрепаратами.
Пчелы стали серьезным направлением не так давно — с 2018 г., до этого максимальный размер пасеки был около 60 семей, а четыре года назад я кардинально поменял подход: заменил местных «дворняжек» на карнику и унифицировал весь инвентарь. В итоге от 60 семей смог получить 8 т меда. С этого момента пасека стала постепенно расти. Сейчас имеем более 300 семей, в зиму планируем отправить 500.
Как известно, полям нужен отдых, поэтому пчеловодство хорошо дополняет растениеводство. Каждый год от 50 до 180 га земли мы засеваем желтым донником в качестве сидерата. Пчелы берут с него мед, а семена составляют собственный семенной фонд и частично идут на продажу. Часть техники задействована сразу в двух направлениях нашего хозяйства: и для перевозки ульев на кочевку, и для нужд растениеводства.
Увы, случалось, что во время кочевки пчелы погибали от отравления. Но это человеческий фактор, надо объяснять и договариваться. К примеру, агроному того холдинга, где погибли наши пчелы, мы подарили улей. Теперь он изучает пчел и задает мне про них вопросы, а я консультируюсь с ним по растениеводству.
Что касается собственных полей, то желтый донник мы выбрали как хороший сидерат и медонос. Он максимально отвечает нашим задачам: удобрить поля и получить дополнительный вид меда. Конечно, если его запахивать до цветения, для полей это лучше. Но и наш вариант — запахивание после медосбора — дает необходимый эффект.
Пробовали сажать фацелию, синяк, но поняли, что за фацелией требуется хороший уход, иначе ее душат сорняки. Нужно тщательно обрабатывать почву, а мы не готовы тратить на это дополнительные ресурсы. Синяк начинает цвести сразу после донника, высевать его нам не выгодно. Этого медоноса много в дикой природе, и мы заметили, что если рядом с синяком есть поле рапса, то пчелы летят на него. Такие же проблемы и с белым донником. Он вырастает очень высоким, его цветение совпадает с разнотравьем, то есть мы не можем получить столько прибыли, сколько нужно. Полученный мед в наших краях стоит дешевле, чем чистый с желтого донника.
Совмещать в крестьянско-фермерском хозяйстве два направления — непросто, у нас с отцом есть разделение обязанностей и, конечно, помощники. В хозяйстве работают 3 механизатора, на пасеке помогают 2–3 студента и во время откачки приходят еще 2 человека.
Неизбежная сложность — совпадение календаря работ. В весенне-летний период справиться одному невозможно. Осенью чуть проще — пчел к зимовке готовим в сентябре и после этого приступаем к сбору урожая на полях. На мой взгляд, без такого подхода совмещать пчеловодство и посев медоносов невыгодно.
А. Богачев,
Алтайский край
Опыление в обмен
НА ДОННИК
Уже 23 года занимаюсь пчеловодством в Краснодарском крае. В зиму, как правило, уходят до 700 пчелиных семей. Пасека кочевая, медово-опылительная. Кочевки проходят в разные места, на дальние расстояния.
Работаю в кооперации с агрохолдингами, обеспечивая им опыление. Несколько раз просил часть площадей засеять медоносами (семена покупал сам). В трех хозяйствах в Ростовской и Курской областях, а также в Краснодарском крае высевал белый донник.
Выбрал его, потому что аграриям не выгодно, чтобы поля пустовали два года. Да и мне нравится получать результат каждый год. Соответственно, медоносы, которые зацветают на второй год, не подходят. Кроме того, мед из белого донника вкусный и сегодня он довольно редкий на юге.
Агрохолдинги не были готовы использовать медоносы в качестве сидератов, потому что их лучше запахивать до цветения. В итоге ставка была сделана на сбор семян.
С пчеловодной стороны это был очень хороший опыт. Считаю, что высевать семена рентабельно, на доннике семьи развиваются особенно хорошо. Но для аграриев опыт не был позитивным: семена белого донника пользуются небольшим спросом, плюс не повезло с погодой. По мнению аграриев, эти земли можно было использовать более выгодно.
Планирую развивать свою идею и искать партнеров. Уверен, что результат будет.
А. Ляшенко,
Краснодарский край
Спасение от потрав
В ГЛОБАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ
Занимаюсь пчеловодством 28 лет. На стационарной пасеке находится более 200 семей, совершаю недальние кочевки в пределах 20 км. О необходимости собственной медоносной базы задумался в последние годы, когда участились потравы пчел в нашей и соседних областях. Поэтому совместно с фермерами начали усиленно создавать свои поля. Часть земли купили, часть находится в аренде. В этом году засеяли 20 га синяком и 80 га фацелией. Считаю, что собственная медоносная база не только помогает развитию пчел, но и позволяет получать хорошие монофлорные меды, пользующиеся спросом.
Семена собираю, заручившись поддержкой фермера, у которого есть оборудование для их отбивки и очистки. Работаем по бартеру, я отдаю ему мед. Семена пользуются хорошим спросом, продаю их местным пчеловодам, а также сотрудничаю с пчеловодным магазином.
Призываю всех пчеловодов, даже тех у кого 30–40 семей, кооперироваться, вкладываться, брать землю в аренду, распахивать участки и засевать их медоносами. Это поможет избежать потрав пчел.
У нас фермеры продолжают применять химию. Но поскольку мы вместе создали пчелам медоносную базу, фермеры спокойно обрабатывают и пшеницу, и горох, и подсолнечник. Пчелы не летят на обрабатываемые поля, если рядом есть мощная медоносная база.
М. Фомин,
Саратовская область