Не все и не всегда думают о том, что медоносные пчелы относятся к виду, в огромной степени подвергающемуся опасности. Живут они в многочисленных семьях в «помещениях», где господствует наиболее благоприятные условия (т.е. температура и влажность) для развития микроорганизмов. Пчелы выполняют свои работы в далеко нестерильной среде, и защита от болезнетворных организмов является для них вопросом жизни или смерти.
Во время сбора нектара и пыльцы они облётывают большие территории и контактируют с медоносными растениями, заселенными разнообразной микрофлорой. Дополнительно пчелам всегда угрожает инвазия разного рода насекомых-паразитов. В течение многих сотен тысяч лет пчелам удавалось давать отпор всем этим мучителям.
Изменения среды обитания (например, климата) и связанные с ними появления иного видового состава растительности, в то время происходили настолько медленно, что пчелам удавалось приспособиться к ним. Однако с начала XX века эти процессы приобрели характер лавины. Вырубка лесов, изменение ландшафта, интенсификация сельского хозяйства с неизбежным применением искусственных удобрений и химических средств защиты растений, катастрофическое загрязнение воздуха, почв и поверхностных вод чуждыми природе химическими веществами и, наконец, появление новых генетически модифицированных организмов составляет единый фрагмент изменений. Как в такой ситуации содержать пчел?
В последнее десятилетие состояние здоровья пчелиных семей, к сожалению, резко ухудшается. Достаточно вспомнить случаи массовой гибели медоносной пчелы (КПС), причина которого не ясна до сих пор. Однако с этим связана длинная череда факторов, вероятно, влияющих на его появление у пчел; таких как инвазия паразитирующего клеща Varroa destructor, снижение иммунитета пчел, нозематоз, вызываемый Nosema ceranae, поражение вирусом израильского паралича пчел, отравление пестицидами (особенно из группы неоникотиноидов), а также изменения в среде обитания, вызываемые глобальным потеплением….
Случай массовой гибели пчел не является заболеванием, а всего лишь «синдромом», что в переводе с греческого означает «общая дорога». Для каждого синдрома можно выделить главное звено, хотя развитие патологии зависит и от других его составляющих. Часто сублетальное действие одного звена повышает летальность другого. Так, например, на пчел может действовать одновременное влияние клещей и пестицидов.
По мнению многих ученых главной причиной (главное звено) появления случаев массовой гибели медоносных пчел является распространение варроатоза, так как остальные биологические факторы: снижение иммунитета пчел, нозематоз, поражение израильским вирусом паралича пчел и другими вирусами могут только лишь сопутствовать этому заболеванию. Как известно, самки клеща питаются гемолимфой атакованной пчелы, что сопровождается снижением ее (пчелы) жизнеспособности и резким снижением устойчивости к инфекциям. Также обнаружено, что клещ является разносчиком болезнетворных элементов, таких как вирус хронического паралича пчел, вирус острого паралича пчел и вирус медленного паралича пчел. Клещи, пораженные вирусом деформированного крыла, могут эффективно передавать его куколкам, в основном, в стадии «белых глаз». Именно этот вирус является ответственным за появление в семьях пчел-уродов.
Вызываемый клещом Varroa destructor варроатоз в Польше впервые был обнаружен в начале 80-х годов прошлого века. Достаточно было только 5 лет, чтобы он распространился по всей стране. Сейчас он наносит наибольший ущерб пчеловодству. К началу нового тысячелетия распространение заболевания приняло характер настоящей катастрофы. Об этом свидетельствуют сообщения из разных стран, согласно которым от варроатоза погибает до 70% пчелосемей. Ничего удивительного, что уже в 70-е годы прошлого века начались исследования по борьбе с паразитом Varroa destructor и поиск способов лечения семей, причем на первом плане оказались искусственные химические вещества – акарициды. Однако в последние годы наблюдается рост резистентности паразита к лекарствам из арсенала «тяжелой химии».
Согласно исследованиям Липиньского с соавторами (2011), которые летом 2010 г. изучали популяцию V. destructor на 31 пасеке в Польше, в 17-и из них (55%) клещи оказались полностью устойчивы к тау-флувалинату, а в 5-и других (16%) – частично устойчивы. Динамика не внушает оптимизма, поскольку свидетельствует о быстром росте устойчивости Varroa destructor к пиретроидам. В 2007 г. были зарегистрированы только отдельные случаи частичной резистентности клеща. Кроме того, с использованием всех этих препаратов связана опасность загрязнения пчелопродуктов, прежде всего меда и воска, что в значительной степени дискредитирует применение искусственных химических препаратов для борьбы с варроатозом и другими заболеваниями пчел.
Во многих странах неустанно проводятся поиски новых искусственных акарицидов. Это означает, что круговорот происходит все быстрее. Какими будут последствия внедрения новых лекарств? Не приведут ли они к новой эволюции клещей в направлении роста их резистентности? С большой вероятностью можно предвидеть, что внедрение новых лекарств приведет к дальнейшему росту резистентности паразита.
Исключительность ситуации с состоянием здоровья пчел волнует и пчеловодов, и ученых, понуждая их к поиску иных, альтернативных, способов борьбы с варроатозом, с сопутствующими и несвязанными с ним заболеваниями пчел. В этой области выделяются несколько перспективных направлений:
• использование «иммунного потенциала» самих пчел,
• использование натуральных растительных препаратов для лечения пчел,
• зоотехнические и биологические способы борьбы,
• способы борьбы с клещом без использования лекарственных средств.
В этой статье хочу предоставить читателям возможности последнего из этих направлений: борьбу с варроатозом нетрадиционным способом. Об иных подходах к лечению пчел без использования средств «тяжелой химии» можно посмотреть в моей книжке «Алхимия пчел», подготовленной к печати в издательстве «Sądecki Bartnik».
Первые контакты медоносной пчелы с клещом Varroa destructor вероятнее всего имели место на Дальнем Востоке России. В Приморском крае в 30-е годы прошлого века были заложены большие пасеки в областях естественного распространения Varroa destructor, паразитирующего на местной пчеле A. cerana. Местные пчеловоды вынуждены были разрабатывать собственные способы борьбы с варроатозом. Скорее всего, во время наблюдений за поведением паразита во время жары, заметили, что нашлась и на него управа. В выставленном на солнце улье клещ «чувствует себя в семье неуютно» (С. Поправко, 1989). Возможно, такого вида наблюдения привели дальневосточных пчеловодов к мысли использовать для борьбы с клещом нагревание пчел. Делалось это таким способом: осенью в натопленную баню заносили пчел в сетчатых контейнерах (коробах), которые подвешивались на проволоке и время от времени их встряхивали и наблюдали, осыпается ли с них клещ.
Описанный способ борьбы с клещом называется термообработкой и основан на различном воздействии повышенной температуры на пчел и на клеща Varroa destructor. Клещ начинает проявлять сильное беспокойство уже при температуре +40оС. Он тогда выходит из-под тергитов брюшка на поверхность и ищет более прохладного места. При температуре выше 45оС клещ Varroa утрачивает способность держаться на пчеле, а при 48оС опадает и гибнет. Согласно российским исследованиям, пчелы могут выдерживать пребывание при температуре 50оС в течение двух часов. Некоторые пчелы, участвующие в экспериментах, доживали и до 6-и часов.
Уже в 70-е годы ХХ в. предпринимались попытки создания аппаратуры для термообработки пчел. В России первую камеру изготовил И. Хруст в 1978 г. Затем было предложено еще несколько моделей, и даже начато их промышленное производство. Однако вместе с появлением эффективных химических препаратов, не требующих слишком больших затрат труда и времени, идея термообработки отошла на задний план. Этому способствовало несовершенство конструкций, связанное, в основном с отсутствием точной аппаратуры, обеспечивающей высокую точность поддержания температуры. Некоторые российские и украинские пчеловоды используют термообработку в течение многих десятилетий, а иные упорно трудятся над усовершенствованием термокамер.
Из чего состоит комплект современной термокамеры ЯВ 79/79 конструкции Яранкина (Яранкин и Богомолов, 2011)? В утепленном корпусе, снабженном наблюдательным окошком, установлены нагреватели, терморегулятор, вентиляторы и электродвигатель для вращения кассеты с пчелами. Температура внутри камеры устанавливается и поддерживается с точностью до 0,1оС, а система вентиляторов позволяет равномерно нагревать весь объем камеры. Предусмотрено также аварийное поступление внутрь холодного воздуха. В состав устройства входят цилиндрические кассеты из металлической сетки и воронка для стряхивания пчел в кассету. С согласия автора изобретения представлен снимок термокамеры.
Яранкин в шутку называет свою термокамеру «сауной для пчел». Однако за этой шуткой кроется и намек, касающийся ее оздоровительного действия, свойственного финской сауне или русской бане.
Правила использования термообработки следующие. Термообработку следует проводить осенью после выхода все пчел из расплода. Лучше всего заниматься термообработкой при температуре окружающей среды 5-8оС, но можно и при 2-10оС. Воздух в камере должен быть равномерно нагрет до температуры 46-48оС. Обработка одной кассеты с пчелами занимает 8-10 мин. Согласно опыту пчеловоды могут не выискивать маток. В одной кассете можно проводить обработку не более 1,5 кг пчел.
Достоинства и недостатки термообработки. К достоинствам относятся:
• высокий уровень очистки пчел от клеща;
• полная безопасность для пчел;
• оздоровительное действие тепловой обработки;
• отсутствие загрязнения продуктов пчеловодства, что является важной проблемой пчеловодства во всей Европе.
Согласно сообщениям пчеловодов, проводящих термообработку, полностью отпадает необходимость использования каких-либо дополнительных обработок от варроатоза, в текущем сезоне, что очень важно. Некоторые вырезают запечатанный трутневый расплод, что позволяет проводить термообработку раз в два года. Оздоравливающее действие термообработки на пчел заключается в исключении некоторых микробов при температуре 40-45оС. Как известно, нозематоз вызывает большие потери в холодном климате и является настоящим бичом пчеловодства в северных регионах России. С большим удовольствием многие пчеловоды наблюдают сокращение этого заболевания после термообработки. Один пчеловод утверждает, что «Польза ее настолько велика, что даже при отсутствии варроатоза не отказался бы от нее».
Нет идеальных способов и на все случаи жизни. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. В случае термообработки «узким местом» является бросающаяся в глаза низкая производительность. Как правило, два хорошо подготовленных человека в течение одного часа могут провести обработку трех семей, т.е. в течение короткого осеннего дня могут обработать около 15 семей. Много времени занимают подготовительные процедуры, так как нужно вынуть из улья каждую рамку и стряхнуть с нее пчел в кассету. Поэтому в последнее время некоторые российские пчеловоды используют приспособление Д. Тамахина, позволяющее отбирать пчел из улья в кассету в течение не более 3-4 мин. Тогда в течение одного дня термокамера может обслужить до 30 семей. В приспособлении вентилятор создает поток воздуха, который отсасывает пчел из улья непосредственно в кассету. Согласно сообщениям пользователей, термокамера не калечит пчел.
Производительность термокамеры, составляющая около 30 семей в течение дня, может показаться незначительной, особенно на пасеках, насчитывающих несколько сотен семей или даже 1000. Однако для пасек, насчитывающих до 150 семей, термокамера может оказаться своего рода источником забавы. Тем более подходит она для пасек, практикующих экологическое пчеловодство (такие хозяйства уже появляются в Польше). Обычно такие пасеки насчитывают не слишком много семей и имеют, как правило, статус стационарных. С другой стороны, на пасеке, придерживающейся экологических принципов, запрещено применение «тяжелой химии» (антибиотиков и акарицидов) для профилактики заболеваний расплода и поражения пчел варроатозом. Так не следует ли заняться разработкой таких камер и серийным выпуском их промышленностью? Может быть, лечение пчел без использования лекарств является одним из ключевых элементов новой стратегии пчеловодства, до разработки которой назрела необходимость?
Предвижу озабоченность пчеловодов в связи с расходами на такие устройства. Однако хочу подчеркнуть, что важны не сами расходы, а скорость их окупаемости. Вложения полностью возвращаются не только из-за отказа от закупки лекарств, но и, прежде всего, благодаря оздоровлению пчелиных семей, а за этим идет увеличение работоспособности. Кроме того, стоимость камер наверняка будет ниже в сравнении со средствами, необходимыми для обустройства пасеки, в которой во время зимовки погибает от болезней 30, 50 и даже 70% семей. Существует еще кооперация, особенно выгодная для владельцев небольших пасек.
Valery Isidorov
Pszczelarstwo № 8/12
Пер. с польск. В.Ефимов
>