Ничто не предвещало печального конца пчеловодного сезона в 2007 г. Предыдущие 5–6 лет семьи отлично развивались и давали хорошие медосборы. Пчел карпатской породы содержу в многокорпусных ульях, уход за ними соответствует общеизвестным правилам. Болезни, которые встречаются на наших пасеках: аскосфероз, варроатоз и европейский гнилец, легко поддавались контролю. В летнее время постоянно вел наблюдение: нет ли ползающих пчел вокруг ульев с деформированными крыльями, скопления клещей в трутневом расплоде. Казалось, все было благополучно, терпимо и допустимо.
Весна в 2007 г. была ранней, семьи выставил из зимовника 21 марта, на другой день при температуре 11°С все они хорошо облетелись и начали развиваться. В апреле—мае им подставил распечатанные рамки с медом, которые сохранил с осени прошлого года. С 10 по 13 мая на все, а их 18, поставил вторые корпуса, а с 25 мая по 11 июня – третьи вразрез.
В начале июля некоторые семьи пришли в роевое состояние, появились маточники. От наиболее сильных организовал отводки и подсилил их рамками с пчелами и печатным расплодом от других. Таким образом из них получились полноценные семьи. На те, что были в трех корпусах, поставил магазинные надставки. Медосбор обеспечивали донники, луговое разнотравье, большие поля гречихи и подсолнечника. Мед откачивал несколько раз, в связи с тем, что лето было сухое и жаркое, он был очень густым.
В среднем от каждой зимовалой семьи получил по 80 кг высококачественного меда. Последний раз откачивал его 19 августа. Замечу, что после медосбора семьи ослабли, поэтому лишние корпуса и надставки снял, и все они остались в двух корпусах. 1 сентября им поставил по две пластины фумисана. Меда в каждой семье было достаточно для зимовки, поэтому подкормка не потребовалась.
27 сентября при удалении пластин обнаружил, что половина ульев почти пустая либо совсем без пчел или их было с горсть; однако корм цел и не тронут. До этого пчелы часто делали облет, но я не обращал внимание на то, что из некоторых семей они почти не вылетали. Я был поражен увиденным. Ведь погибла половина пасеки! Стал искать причины.
Сначала подумал, что виноват фумисан, а потом осмотрел поддоны в ульях и увидел, что все они сплошь усыпаны клещами варроа. Подсчитать их было невозможно — примерно от 4 до 7 тыс. на каждый. Стало ясно: пчелы погибли от варроатоза. Хорошо, что ульи оборудованы сетками. Если бы их не было, обитательницы улья очистили бы дно от мертвых паразитов, и мне ничего не оставалось бы делать, как только сказать, что причина их гибели неизвестна, видимо, это «коллапс пчелиных семей». Пришлось остатки пчел из девяти погибших семей собрать в единый улей. Получилась средняя семья на 8 рамках, которая в ноябре погибла.
Оставшиеся 9 семей были в хорошем состоянии, в двух корпусах. Клещей осыпалось также много, хотя, возможно, что число паразитов в них еще не достигло критического уровня. Эти семьи хорошо перезимовали. 25 марта 2008 г. их выставил из зимовника, и в тот же день они облетелись. Подмора было мало. В конце мая от них сделал четыре отводка и к концу летнего сезона получил в среднем на одну пчелиную семью по 70 кг меда.
Видимо, обработка пчел против варроатоза одним и тем же лекарством (бипином-Т) в течение последних четырех лет привела к накоплению клещей, достигнув критического уровня, что послужило причиной гибели половины семей пасеки.
Клиническая картина болезни пчел на нашей пасеке очень напоминает гибель семей в США от болезни, условно называемой «коллапс пчелиных семей». В связи с этим я согласен с авторами статьи «Опустошительная гибель пчел в США» (ж-л «Пчеловодство» №5, 2008), утверждающими, что ее причина — варроатоз.
П.Г.АНДРЕЕВ
г. Самара