Позади несколько лет лабораторных испытаний нового вида обогрева семей пчел — экзотермического. Глядя на эту фотографию, сразу и не определишь, что за штуку вставляют в улей. Это двусторонняя стеклянная рама — стеклоблок, внутри которого заложено биологическое топливо — компост. Вы — садовод и пчеловод, вы устали от огромного количества опавшей листвы? Не знаете, куда ее девать? Если ваш сосед по саду выгребает кучи листьев за ворота, воспользуйтесь чужой глупостью, отвезите на свой участок. А сорняки, оставшиеся после прополки? А ботва свеклы, репы, моркови? Не обкрадывайте себя. Все пойдет в дело, даже в такое, как обогрев семей. Как приготовить из всего этого топливо?
Это дело творческое. Существует большое число рецептов, из которых нужно вычленить рациональное зерно. Сразу условимся, что говорим о так называемом сборном садово-огородном компосте. Его изготовление доступно всем. В куче компоста работает сложный конгломерат микроорганизмов — как своеобразный организм. Он довольно «капризен» в питании. Некоторые составляющие разлагаются очень быстро, другие (бумага, стружка, картон) перегнивают медленно.
Если грамотно объединить все продукты, учитывая некоторые правила кормления, можно заставить работать это топливо в разные сроки, причем не только по времени, но и по температуре. Кормить такое топливо легче, чем кормить животных. Микроорганизмы требуют лишь специальной смеси из протеинов и углеводов, проще говоря — азота и углерода. Протеиносодержащие (богатые азотом) компоненты — зелень, отходы кухни и другие продукты жизнедеятельности животных.
Источники углерода — сухие растительные волокнистые составляющие: листва, солома, древесная стружка, опилки и т.п.
Теперь о самих исходных составляющих этого топлива. Заполняя рамы биотопливом для весеннего и осеннего обогрева семей, мы пришли к выводу, что соотношение углерода и азота должно быть 15:1. Учтите, такие рамы — не мусорные баки. Поэтому здесь как в аптеке все должно быть просчитано.
Крышки от коробки для торта, заполненной опилками, еще одной — мелкорубленой опавшей листвой тополя и крышки с мелкорубленой ботвой моркови хватает для заправки двух рам для четырнадцатирамочных лежаков или одного двадцатирамочного. И еще нужно помнить: при составлении биотоплива все компоненты берут по объему. Крышек должно быть не менее трех и плюс одна треть объема средней коробки для торта земли (все влажное). Делают это так. После того как смесь тщательно перемешана (можно использовать медогонку), раму ставят на ребро, начинают засыпать сырье, несильно утрамбовывая узкой палкой. Затем заливают водой на 2–3 ч для равномерного смачивания всех компонентов, потом переворачивают раму для слива оставшейся жидкости, далее закрывают раму специальной рейкой, в которой есть отверстие, чтобы биотопливо «дышало», и задвигают в улей. Доступ воздуха необходим для процесса разложения смеси микроорганизмов.
В зависимости от закладки разных компонентов стеклянный пол бывает теплым от 1 до 3 месяцев с температурой от 25 до 40°С, причем характерно, что разброс ее в разных точках не превышает ±0,3°С. Такой результат практически невозможно получить, применяя электрообогрев. И еще одна особенность режима влажности: он такой же, как и в вашей квартире. Этот факт предстоит глубоко осмыслить.
Еще один интересный факт: если в двадцатирамочном лежаке поставить два обогреваемых пола, а между ними по центру оставить незакрытую полоску, шириной 10 см, и поставить над ней две полномедные рамки и пересадить две семьи, то матки у этих двух рамок не работают и собирается минимальное количество пчел. Они работают и слева, и справа, отмечается много весеннего расплода, что позволяет в это время иметь сильные семьи-медовики.
Мне кажется, что стеклянный пол, равномерно прогретый биотопливом, создает микроклимат, не сушит воздух, нет резких перепадов температур, чего не скажешь о работе электрообогревателей, где чуть меньше напряжение и температура «пошла» вниз. А рамки посередине улья — это своеобразный щит (зона), где температура на 5°С ниже, чем на двух полах. Пчелы на холодное место не пойдут, ищут, где теплее. По-другому я объяснить не могу. Такую сборку мы проводили после первых очистительных облетов.
Как мы проводили измерения? Для измерения температур использовали два платиновых термометра сопротивления КТСП-Т: один — для измерения наружного воздуха, другой — для замера температуры в разных точках пола и самого улья. Их подключали к теплосчетчику ТСК7, который предназначен для учета, регистрации и дистанционного мониторинга теплопотребления и параметров теплоносителя. Без снятия пломбы к ТСК7, имеющему интерфейс RS8232C, подключили компьютер для визуализации и анализа результатов измерений. Кроме того архивировали часовые (1152 ч), суточные (128 сут) промеры. Все текущие и архивные показания обеспечивало табло ВКТ-7 .
После многолетних испытаний мы имеем такую картину: после постановки пола две недели отмечается подъем температуры 26–28°С, а месяц поддерживается 28–32°С. Затем две недели идет ее спад до параметра окружающей среды. Пчеловод, ставя себе задачу: какая семья должна стать медовиком — заранее должен подготовить компоненты топлива, составить график заправки рам топливом, а затем неукоснительно его соблюдать. Меняя соотношение в компонентах (углерод : азот), мы получаем тепло, работающее от 1 до 3 месяцев. Конструкция простая: четырехмиллиметровое стекло по размеру улья, алюминиевый профиль для создания рамы (15x6 мм) и клей для аквариумов. Стоимость не более 120 рублей. Эта статья — информация к размышлению, выбор за вами. Экзотермический обогрев пчелиных семей имеет большое будущее.
Ю.Г.ДРАГЕЛЬ
Общественная лаборатория
по испытанию феромонных препаратов
и промышленных технологий