Зимовка 2014/15 г. стала для меня второй. На моей пасеке было три средних по силе семьи серой горной кавказской породы. Летом одна из них несильно болела гнильцом. Зимой в этой семье осыпалось много пчел, а оставшаяся горстка замерзла во время кратковременных, но сильных морозов. Другие две семьи ослабели, но все же пережили морозы и ветра на воле.
На этом мои испытания не закончились. В конце февраля – начале марта во время осмотра под крышей улья более слабой семьи обнаружил мышиный помет. Заглянув под пленку, увидел клуб пчел, спокойно сидящий на рамках. Щели между крышкой и корпусом лежака загерметизировал. Через неделю, при следующей проверке, обнаружил на подушке под крышей притаившуюся полевую мышь, которая тут же ускользнула. После этого купил и разложил вокруг ульев отраву от грызунов. Мышей больше в данном улье не видел, осмотр рамок показал, что все пять рамок остались не тронуты. При осмотре второго улья ничего подозрительного сверху рамок не было видно.
Но во втором улье ситуация прояснилась только в марте, когда решил забрать соты, хранившиеся за вставной доской, из-за отсутствия сотохранилища. Весь запас сотовых рамок был практически полностью уничтожен, а ведь для начинающего пчеловода соты на вес золота.
В этом году даже в Краснодарском крае весна началась поздно, сотов не осталось, а семьи необходимо расширять. Знакомые пчеловоды и авторы статей в Интернете отмечают то, что не стоит покупать сотовые рамки, так как велика вероятность заражения семьи различными заболеваниями. Вот и возникла идея восстановления испорченных сотов.
Старые коричневые соты, которые достались при покупке пчелиных семей, сразу выбраковал и не стал восстанавливать, а вот более светлые решил реанимировать. Согласен с опытными пчеловодами, что мыши являются разносчиками различных заболеваний, но в моем случае ситуация сложилась просто безвыходная…
Участки, где соты были повреждены мышами, вырезал нагретым лезвием строительного ножа сверху и снизу рамки до ближайшей горизонтальной проволоки. В итоге в стандартной гнездовой рамке оставалась полоска сота высотой примерно 100 мм, то есть треть.
Участки деревянного каркаса рамки обжег газовой горелкой с достаточно узким пламенем, но так, чтобы не расплавить восковые ячейки. Затем в средостении оставшегося на рамке сота, опираясь на проволоку, сделал тем же лезвием от ножа прорезь глубиной 2 мм. В нее аккуратно вставил полоску вощины шириной 100 мм, припаял воском к соту в нескольких точках и прикатал к свободной проволоке.
Надежд, что пчелы отстроят такую рамку, было мало, но надеялся, что хотя бы матка воспользуется таким участком сота для откладки яиц. Двумя такими рамками расширил семью во время цветения садов.
Каково же было мое удивление, когда, заглянув через неделю в семью, не смог даже определить, где эти рамки, и только по отметкам на боковых планках смог их идентифицировать. Отстроенные соты были очень высокого качества, количество непригодных ячеек на каждой рамке не превышало 15 штук.
Думаю, что данный способ можно применять и при восстановлении рамок, поврежденных при откачке меда.
В данный момент матка отложила яйца во все ячейки восстановленных сотов.
Е.А.ПЕРЕВЕРЗЕВ
Краснодарский край