Однажды пришел в общественную баню, а местные завсегдатаи, увидев меня, сразу стали кричать: «Ты мед уже накачал, продаешь?» Отвечаю: «Я один раз качаю в конце лета зрелый мед. А сейчас еще рано». Они мне: «А почему на рынке в городе уже продают свежеоткачанный майский мед?» Говорю: «Купите, попробуете и узнаете». «Нет, — кричат, — будем твоего ждать». И убежали париться.
Стал раздеваться у шкафчике, и тут подходит ко мне незнакомый пожилой мужчина и спрашивает: «Вы — пчеловод?» «Да», — отвечаю. И он мне рассказал свою историю.
Когда ему было 10 лет, пошли они с другими пацанами в поход по окрестностям. Шли по проселочной дороге, которая стала спускаться вниз в балку, заросшую деревьями, а там — ручей. Один из ребят постарше сказал: «Здесь есть родник, айда, попьем воды». И вся ватага двинулась вдоль ручья. Только прошли немножко, как вышли на поляну.
Везде стояли ульи, и между ними ходил пожилой мужчина — пчеловод. Пацаны остановились, а тот радостно замахал руками и стал приглашать: «Идите сюда». Когда мальчишки несмело подошли к нему, он отвел всю компанию в тенек, где стоял стол, и усадил на две лавки. Разогрел самовар и напоил мальчишек чаем с медом, которого ели от пуза, сколько влезет. После этого дальше уже идти не хотелось, и все вернулись по домам.
С тех пор прошло больше пятидесяти лет, того пожилого пчеловода, угощавшего медом, уже давным-давно нет в живых, а добрая память о нем осталась... Мужчина ушел, а я задумался, что вот так делай добро, и тебя будут долго помнить.
Закупил пластиковые контейнеры с крышками. Стал языки, отстроенные пчелами во время медосбора и залитые медом, разрезать ножом на куски размером с пачку сигарет и упаковывать в контейнеры, которые складывал в картонную коробку в салоне автомобиля. При встрече со знакомыми протягивал контейнер, они брали осторожно в руки и спрашивали: «А что это?» С пафосом отвечал: «Презент, дарю».
Так пропагандирую потребление сотового меда. Ведь многие даже не знают, что это такое. Стал фасовать в мелкую тару и центробежный мед, придумал красивую этикетку. Как только мне предоставляется возможность, дарю свой мед.
Раньше, когда приедешь куда-нибудь и сообщаешь, что ты — пчеловод, люди смотрят как-то кисло, будто не доверяя. Сейчас вожу свой мед в коробке и, когда надо представиться, даю еще и небольшой подарочек. Берут, не понимая, что это, затем, разобравшись, улыбаются вовсю.
Ну и конечно, соседским пацанам раздаю соты, они уже распробовали, понимают толк. Спрашивают, когда еще такой мед будет, просят угостить. Вот так пытаюсь брать пример с того пчеловода, который угощал мальчишек чаем с медом.
В книгах американских авторов попадалось утверждение, что, если в жизни хочешь чего-либо добиться, надо найти не менее трех единомышленников. Мне же удалось организовать группу поддержки в несколько сот человек. Это покупатели моего меда, которые влюблены в него и благодарят меня за высокое качество продукции.
Вот что такое одна качка зрелого меда за все лето. Для этого нужны ульи большого объема, на 36–48 гнездовых рамок. А если качать напрыск каждую неделю, можно получить на прилавке 20 сортов меда, который пчелы не успели выпарить; большой объем продукции без запаха и вкуса, просто пустая сладость.
Пчеловоды, заботьтесь о своей репутации, если хотите, чтобы вас вспоминали добрым словом.
В.П.ДРОВАЛЕВ
г. Новороссийск