В последнее время в журнале «Пчеловодство» часто печатаются статьи о массовой гибели и слетах пчел. У пчеловодов на этот счет разные взгляды и мнения. В основном пишут, что якобы такое происходит из-за сотовой связи и магнитных полей.
Согласен, что бывают аномальные места на точке, на которых семьи не развиваются и мед почти не приносят, но их легко разыскать и не ставить туда семью. Главная же причина массовой гибели и слетов — в болезнях пчел и отсутствии эффективных препаратов для борьбы с ними.
Занимаюсь пчеловодством уже 30 лет и не раз наблюдал массовую гибель пчел в летне-осенний период. Случалось, что к времени постановки пчел в зимовник некоторые ульи были совершенно пустыми.
Опишу, какой горький опыт приобрел в 2003 г. Семьи тогда вышли из зимовки очень сильными. Выставил их рано, но пчелы уже занимали по 8–9 улочек. Ничто не предвещало беду. Погода в начале весны была неплохой, семьи хорошо развились. Потом все испортилось: цветки перестали выделять нектар, не было главного медосбора с липы.
У нас в Приморье такое бывает раз в пять лет. В первых числах августа уже вовсю цвели осенние медоносы. В утренние часы и после облета в полдень заметил массовое ползание пчел с признаками раскрылицы. Точок был весь ими покрыт: и молодыми, и летными. К вечеру все пчелы уходили на пустырь и там гибли кучами.
Тут же бросился обрабатывать семьи препаратами от варроатоза: бипином, муравьиной и щавелевой кислотами, разумеется, по всем правилам, с необходимым интервалом между обработками. Однако массовой осыпи клещей не происходило, да и на пчелах их не было видно.
Тогда отнес одну из ползающих пчел домой, под микроскопом разрезал ей грудь, и все стало ясно. Трахеи коричневые — это акарапидоз. Как с ним только не боролся!!! Даже мочил ватные тампоны в бензине и бросал их в улей, чтобы пчелы дышали его парами, и трахейный клещ хоть как-то погибал. Я уже не понимал, отчего происходит осыпь пчел: от самих паразитов или избытка примененных химических препаратов.
Когда удалось остановить этот процесс, было уже поздно. К осени сохранил все 50 семей, но они были очень слабыми — по 3–5 улочек. Обычно такие даже не пускаю в зиму, но тогда выбирать не приходилось. Весной семьи стали еще слабее (по 1–3 улочки). В том году многие пасеки у нас погибли полностью.
Что это было? Массовый исход пчел? Нет, это была моя халатность: расслабился, выставил сильные семьи и не обработал. А тогда создались все условия для развития акарапидоза и варроатоза: жара, отсутствие медосбора, пчелы сидят в улье, паразиты легко перебираются с одного насекомого на другое. В июле, поскольку медосбор отсутствовал, тоже можно было обрабатывать пчел, однако я этого не сделал. И вот плачевный результат. Надо внимательнее относиться к своим питомцам, и тогда не будет их массовой гибели.
Сейчас многие пчеловоды держат на пасеке сторожей, а сами приезжают вечером расширить или сократить гнезда, откачать мед. Они не видят, что творится на точке ни утром, ни во время облета. А осенью открывают улей и удивляются, что пчелы из него слетели.
Не следует также все лето грабительски отбирать у пчел пыльцу, устраивая им белковое голодание. Когда молодая пчела даже из ячейки выползти не может, значит, она недокормлена. Такая если и выкарабкается, то летать не сможет.
Согласен с учеными, что существующие формы болезней приспосабливаются к нашим препаратам, но надо пользоваться теми, что есть, не запускать болезни и не расслабляться. Я больше не допускаю таких промашек: весной и после главного медосбора обязательно обрабатываю своих подопечных. Рекомендую пчеловодам извлечь урок из моего горького опыта и не повторять моих ошибок.
Н.В.СМОТРОВ
Приморский край