Многолетний опыт работы пчеловодом убедил меня в том, что успех приходит только тогда, когда в уходе за пчелами используется не хаотичный набор приемов, а четкая система, отвечающая породным особенностям пчел и природно-климатическим условиям, а технические приемы просты в исполнении.
Испытывал разные схемы содержания пчелиных семей, и в результате сложилась простая и эффективная система, обеспечивающая устойчивые медосборы. В основе ее — формирование и содержание на пасеке двух групп семей: основной и вспомогательной, каждая из которых выполняет строго определенные хозяйственные функции.
Группу основных семей формирую в мае из перезимовавших семеек-нуклеусов с прошлогодними матками. Эти матки по физиологическому состоянию равноценны сеголетним, так как выведены в сильных семьях при обильных кормах и откладывали яйца не более 40 дней.
В тех случаях, когда для формирования основных семей перезимовавших нуклеусов недостаточно, использую майские отводки, полученные делением на пол-лёта лучших из перезимовавших прошлогодних основных семей или сформированные на плодных матках, приобретенных в южных питомниках. Таким образом, вся группа основных семей имеет только молодых маток первого года жизни.
Основные семьи потому и называю основными, что они обеспечивают основную часть медосбора. Это их главная хозяйственная функция. Они практически не роятся, а обычные противороевые приемы (своевременное расширение объема ульев, загрузка молодых пчел строительством сотов, подкормка в безвзяточный период) весьма эффективны для удержания их от роения.
Вспомогательные семьи — часть семей из числа прошлогодних основных, получивших статус семей-доноров. За их счет подсиливаю основные семьи, превращая их к главному медосбору в медовики, а также формирую нуклеусы. Как показывает опыт, на каждые две основные семьи необходима одна семья-донор. Таким образом, при постоянном числе семей на пасеке из основных прошлогодних донорами становится половина. В эту группу отбираю только лучшие семьи. Участвуют они и в медосборе. Собранный мед, за исключением того, который оставляю в зиму нуклеусам, откачиваю как товарный.
Некоторые особенности выполнения отдельных видов работ. Семьи содержу в 10-рамочных ульях, в комплект которых входят два гнездовых корпуса на рамку 435х300 мм и несколько магазинных надставок на рамку 435х145 мм. Число надставок зависит от силы семьи и величины медосбора. Обычно их не менее трех. Корпуса и надставки безфальцевые. Донья отъемные, с глубиной подрамочного пространства 50–60 мм, с приподнятым над полом на 30 мм нижним летком шириной 375 мм и высотой 22 мм, сокращаемым до необходимого размера при помощи специального вкладыша.
Нуклеусы силой 5–6 улочек зимуют попарно в 12-рамочных ульях, разделенных глухой фанерной перегородкой. Глубина корпуса нуклеусного улья 350 мм. В центре передней стенки каждого отделения сделан круглый леток Ø25 мм.
На постоянные места после зимовки семьи выставляю обычно во второй половине марта. В момент выставки семей и нуклеусов решаю вопрос их размещения на пасеке. В частности, всегда имею в виду, что вместо одного нуклеусного улья надо поставить два обычных, в которые нуклеусы будут пересажены, а часть семей, бывших в прошлом году основными, в конце апреля или начале мая могут быть разделены на пол-лёта для вывода маток и организации весенних отводков.
Убедившись в том, что в гнездах достаточно корма, не беспокою семьи до конца апреля. В последней пятидневке апреля, а в случае поздней весны – в начале мая провожу весеннюю ревизию: пересаживаю семьи в чистые ульи, при необходимости пополняю корма, заменяю старые соты и т.д.
Расположенные попарно нуклеусы обогревают друг друга, молодые матки плотно засевают соты, и к 5–10 мая пчелы в них обычно обсиживают шесть гнездовых рамок, из которых три-четыре — расплодные.
Нуклеусы рассаживаю в отдельные ульи в первой декаде мая. В это же время в первый раз подсиливаю их, подставляя по одной рамке печатного расплода, взятого из семей-доноров.
С момента выставки и до постановки вторых корпусов в ульях открыт только один круглый леток, расположенный в нижней трети передней стенки корпуса улья.
В дальнейшем за основными семьями веду обычный уход, чтобы получить к началу главного медосбора (в среднем к 1 июля) мощные семьи силой не менее 7–8 кг пчел и 12–14 рамок расплода.
Для того чтобы основные семьи успешно развивались, строго соблюдаю два условия: во-первых, слежу за тем, чтобы в гнездах всегда было не менее 10 кг корма. (При недостатке подставляю рамки из запаса или подкармливаю пчел сахарным сиропом. При отсутствии поддерживающего медосбора наливаю по 0,75 л жидкого сиропа каждой семье в потолочные кормушки вечером по окончании лёта пчел, как минимум через день); во-вторых, своевременно в опережающем порядке расширяю гнезда.
Поскольку основные семьи, подсиливаемые расплодом, быстро растут, работу строю таким образом, чтобы семья-донор весь период до главного медосбора содержалась в одном корпусе, а живая масса ее пчел не превышала 2,5 кг (известно, что семьи такой силы, располагающиеся в ульях достаточного объема, в роевое состояние не приходят). Поэтому, как только в семье-доноре пчелы начинают заполнять крайние улочки, изымаю две рамки расплода и передаю их основным семьям, а взамен ставлю рамки с вощиной. При этом в мае и начале июня необходимо как можно быстрее довести силу нуклеусов до 8–9 улочек для того, чтобы матки в них заработали с полной отдачей. Для сохранения темпа работы маток семей-доноров слежу, чтобы сила их была не менее восьми улочек.
Со второй декады июня от семьи-донора стараюсь брать рамки с открытым расплодом, по возможности с яйцами. Делаю это для загрузки пчел основной семьи работой по воспитанию расплода и предупреждения роения.
Как только основная семья займет первый корпус, немедленно ставлю второй. При постановке помещаю в него одну сотовую рамку, две рамки с расплодом и две с вощиной. Примерно через 10–12 дней, когда семья освоит поставленные рамки, полностью заполняю второй корпус такими же, как и в первый раз, рамками. Дальнейшее расширение веду магазинными надставками. Всего за май—июнь основная семья получает от семьи-донора 4–5 рамок расплода. Считаю нормой ставить вторые корпуса на основные семьи в последней декаде мая.
О смене маток. В применяемой мной технологии процедура вывода маток и замены ими старых четко «встроена» в технологию содержания пчел, является ее обязательной и неотъемлемой частью. В самом начале главного медосбора, когда наблюдается устойчивое поступление нектара, изымаю маток во всех вспомогательных семьях. Последние делю на пол-лёта и предоставляю им возможность вырастить маток. Период главного медосбора, как известно, наиболее благоприятное время для такой работы. В это же время выбраковываю худшие семьи.
Через 12 дней после отъема маток формирую нуклеусы, деля семьи и рассаживая их в нуклеусные ульи. Обычно из одной семьи получаю 2–3 нуклеуса с учетом будущей потребности, а также с учетом того, что в момент облета часть маток может потеряться. В нуклеусы помещаю по 2 маточника, предоставляя пчелам самим выбрать лучшую родоначальницу. Считаю, что пчелы с этим справляются лучше пчеловода. Выход осемененных маток высокий. Так, в 2009 г. осеменились все 16 маток, в 2010 г. — пять из шести.
Предлагаемая система содержания пчел позволяет при ограниченном числе технологических приемов избегать роения, своевременно заменять маток и получать устойчивые медосборы.
М.И.БУЗОВЕРОВ
г. Ульяновск