Получение плодных пчелиных маток в ранние сроки на Южном Урале сопряжено со многими трудностями. Часто, чтобы не упустить время, пчеловоды вынуждены выводить их при отсутствии взятка и в неблагоприятных погодных условиях.
Известно, что при перепадах дневных и ночных температур, без поддерживающего медосбора пчелы принимают на воспитание значительно меньше личинок и выращивают маток более низкого качества (Д.Т.Шакиров, 1998). В связи с этим мы изучали влияние биостимулирующих подкормок аписил и биосил, приготовленных на основе полных синтетических аналогов, выделенных из мандибулярных желез медоносной пчелы, 9-оксо- и 10-гидрокси-2Е-деценовых кислот, на качество маток, выращиваемых в ранний период. Опыты проводили на разведенческой пасеке тепличного хозяйства ОАО «Родник» Сосновского района Челябинской области. Погодные условия на протяжении эксперимента были неблагоприятными: суточные перепады температур достигали 10°С, что характерно для Южного Урала в мае.
Сформировали три группы семей-аналогов карпатской породы (по три семьи в каждой). Они имели по 8 улочек пчел, 6–8 кг корма и 50–55 сотен ячеек печатного расплода. Подкармливали семьи-воспитательницы за 12 ч до постановки в них прививочных рамок с личинками. Первая группа семей-воспитательниц получала сахарный сироп с аписилом (Г.Ю.Ишмуратов и др., 1997); вторая — с добавлением биосила (Г.Ю.Ишмуратов и др., 1997) по такой же схеме. В контроле семьи получили сахарный сироп без добавок.
Аписил и биосил вводили в сироп следующим образом. Предварительно готовили маточный раствор: 1 мл препарата (содержимое одной ампулы) разводили в 100 мл теплого 50%-ного сахарного сиропа. Затем 10 мл данного раствора вносили в 300 мл сахарного сиропа такой же концентрации и тщательно перемешивали. Подкармливали пчел сахарным сиропом с биостимуляторами и без них через день, раздавая по 300 мл каждой семье-воспитательнице.
Прививочные рамки с 33 личинками помещали в семьи-воспитательницы последовательно через каждые 5 дней, то есть 12, 17 и 22 мая. Всего каждая группа получала по 99 личинок на каждую означенную дату. Результаты их приема приведены в таблице 1.
В контрольных семьях число принятых личинок, привитых 12 мая, оказалось на 25,1% меньше, чем в первой, и на 29,3% меньше, чем во второй подопытной группе; Сv в подопытных группах в 2,8–1,97 раза был ниже, чем в контроле. Это свидетельствует о стабильном положительном влиянии обсуждаемых биостимуляторов на прием маточных личинок.
В предыдущих публикациях (Н.М.Ишмуратова и др., 2005) показано, что аписил оказывает положительное влияние на массу маток и их кондиционность. Различия в морфофизиологических показателях закладываются еще на личиночной стадии развития, поэтому перед запечатыванием маточников мы взвешивали личинок.
Из данных, представленных в таблице 2, видно, что в контроле маточные личинки имели наименьшую массу; наибольшая отмечалась во второй подопытной группе (разность по сравнению с контролем 20,4%); в первой группе этот показатель выше, чем в контроле (на 7,9%). Вероятно, пчелы-кормилицы в подопытных группах благодаря получению стимулирующих подкормок с аписилом и биосилом продуцируют большее количество маточного молочка, что приводит к возрастанию массы маточных личинок перед запечатыванием. Также мы взвешивали маток сразу после их выхода из маточников (табл. 3). При кормлении сахарным сиропом с биостимулирующими подкормками масса неплодных маток 25 мая в первой группе была на 16,2 мг выше по сравнению с контролем, а во второй — на 23,4 мг. К концу эксперимента (4 июня) разница в массе неплодных маток была выше в первой группе на 16,1 мг, во второй — на 31,0 мг по сравнению с контролем. Сv во второй группе к концу эксперимента — минимальный — 3,47%.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что биостимуляторы аписил и биосил, приготовленные на основе синтетических 9-оксо- и 10-гидрокси-2Е-деценовых кислот, при введении в подкормку в составе сахарного сиропа увеличивают прием маточных личинок на воспитание при выводе маток в ранние сроки, массу перед запечатыванием, а также массу неплодных маток, что особенно важно в условиях Южного Урала.
Н.М.ИШМУРАТОВА*, С.П.ЦИКОЛЕНКО**,
С.А.ДАНИЛОВ***, Д.В.АМИРХАНОВ*,
Г.Ю.ИШМУРАТОВ*
*Институт органической химии
Уфимского научного центра
Российской академии наук,
**Челябинский государственный
агроинженерный университет,
***ОАО «Родник», г. Челябинск